MENU

01.05.2015 • Общество

Обстановку поменял, а покой потерял

Приобретая диван или шкаф, покупатель прежде всего рассчитывает, что эти вещи хорошо впишутся в обстановку, внесут в жизнь комфорт, будут функциональны. Но иногда надежды не сбываются. Пример тому обращения в наш пресс-клуб

Что надо знать, покупая мебель

Семь раз примерь
Автор одного из них, почему-то не пожелавший представиться, рассказывает, как в одном из магазинов ему приглянулось кресло, которое и купил. Но приобретение стало раздражать его уже через несколько дней. Подруга раскритиковала: мол, такие кресла годятся для учреждений. Мужчина потерял покой. Кончилось тем, что он пришёл в магазин с просьбой вернуть деньги. Ему отказали.
Нечто похожее случилось два месяца назад с пенсионеркой Н.Д. Козловой, причиной расстройства которой стал набор для ванной комнаты. Женщину, как считает она сама, ввело в заблуждение «неправильное» освещение в магазине. В торговом зале казалось, что убранство для ванной имеет нежный изумрудный цвет, вполне соответствующий кафельной плитке. А при домашнем тёпло-жёлтом освещении чувство гармонии исчезло: «Муж решил вернуть набор. Но продавец сразу же сбил его с толку вопросом: есть ли претензии к качеству? К качеству претензий не было. В таком случае, сказали ему, принять назад не могут, таковы правила».
Много неприятных моментов, связанных с покупкой мебели, пришлось пережить и супругам Осиповым, сделавшим заказ на диван по образцам. Они рассказывают, что внесли предоплату, а дождаться обновки не могут, хотя прошло уже полмесяца. Продавец объясняет задержку разными причинами от «Заказ формируется» до «Транспорт уже в пути». Их интересует: можно ли к таким необязательным исполнителям применить штрафные санкции?
Этот же вопрос на устах А.Л. Крылова, заказавшего шкаф и тумбу для прихожей в одной из фирм. «Тумбу сделали вовремя и хорошо, а со шкафом вышла неудача. Смастерили-то в срок, но я выявил недостатки, и фирма не спешит переделывать».

Хорошо для офиса
Эти ситуации схожи — во всех случаях речь о покупке или заказе мебели, причём концовка не в пользу покупателей.
Мы попросили провести ликбез по защите потребительских прав юриста Николая ПОВАРОВА.
— Николай Валентинович, могут ли вышеперечисленные истории говорить, что в сфере производства и продажи мебели что-то неладно?
— Четыре факта — это не повод для скоропалительных выводов. Скорее всего, тут дело в другом — в незнании обеими сторонами своих прав и обязанностей. Разберём первую ситуацию. Мебель бывает не только для обстановки дома, но и офисная. Если человек захотел приобрести офисное кресло, шкаф, стол для бытовых нужд, это его право. А также личный вкус, это не должно казаться из ряда вон. Но покупателю надо знать: если он приобретает офисный товар и рассчитывается за покупку как юридическое лицо, к нему не могут применяться нормы Закона «О защите прав потребителей». Для того чтобы быть потребителем, товар должен быть куплен для личных бытовых нужд. Не исключено, что мужчина покупал кресло как юридическое лицо. Потому ему и отказали в возврате денег.
Пятый элемент
Теперь о мебели, состоящей из нескольких элементов. К таковым относятся кухонные, столовые и спальные гарнитуры, шкафы-купе, стенки и другие комплекты, в том числе наборы для ванной комнаты. То есть теперь мы разбираем второй случай. У таких товаров при возврате особый юридический статус. Если они надлежащего качества, их нельзя вернуть и обменять в течение двух недель с момента покупки. Такая мебель включена в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Потому у пенсионерки магазин и не принял набор для ванной. Но продавец обязан был всё подробно растолковать женщине.

Куда пропал диван
— Расскажите, пожалуйста, о правах супругов Осиповых, могут ли они получить компенсацию за задержку по доставке дивана?
— На компенсацию рассчитывать можно. Но для меня остаётся неясным, какой вид договора был заключён с продавцом или исполнителем. За просрочку предоставления мебели по договору купли-продажи статьёй 23.1 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность в размере 0,5 процента в день от суммы предоплаты. При расчёте применяются календарные дни. Но сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Если продавец, получивший предоплату по договору купли-продажи, не доставил мебель заказчику в срок, потребитель по своему выбору может потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предоплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему нарушением срока доставки предварительно оплаченного товара.
За просрочку исполнения договора подряда предусмотрена более высокая ответственность — 3 процента от общей суммы цены договора за каждый день просрочки.

С переделкой не тяни
— Николай Валентинович, сегодня мебель изготавливают многие фирмы, от сбоев в качестве ни одно производство не застраховано, и тогда заказчику ничего не остаётся, как соглашаться на устранение недостатков. Расскажите, какие сроки определены законом на устранение дефектов.
— По договору купли-продажи мебели время устранения недостатков определяется статьёй 20 Закона «О защите прав потребителей», которая гласит, что если срок устранения дефектов товара не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) незамедлительно, значит, в минимальный период времени, необходимый для переделки. Но нельзя с этим делом тянуть дольше 45 дней. Если станет очевидно, что работу не выполнить в установленный срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке.
По договору купли-продажи при просрочке устранения изъянов потребитель вправе требовать от продавца неустойку в размере одного процента от цены товара за каждый день задержки, причем размер неустойки не ограничен ценой товара.
По договору подряда на изготовление мебели срок ликвидации недостатков определяется статьёй 30 упомянутого выше закона: недостатки должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. И это фиксируется в договоре, в отдельном заявлении или претензии, которые потребитель направляет на имя исполнителя.
По договору подряда на изготовление мебели за просрочку устранения недостатков статьёй 28 закона предусмотрена ответственность в размере 3 процентов от общей цены договора за каждый день просрочки.

Comments are closed.

« »