«Золотая рыбка». Угрозы сняты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/04/1605_d1078.jpg

В перечне атомоходов, утилизированных на ягринской верфи, этот корабль — знаменитая и именитая «Золотая рыбка» — занимает особое место.

Специалисты «Звёздочки» завершили выгрузку отработавшего ядерного топлива и герметизацию реакторов АПЛ К-162

Подводный уникум
АПЛ К-162 известна и далёким от подплава людям. Уникальный корпус из титановых сплавов, оригинальные атомные реакторы, перспективные крылатые твёрдотопливные ракеты. Лодка строилась для технологического прорыва, и он состоялся. В ходе государственных испытаний корабль показал невиданные ранее скоростные характеристики, разогнавшись на мерной миле до 42 узлов при 80% мощности реакторов, а спустя некоторое время корабль поставил абсолютный мировой рекорд подводной скорости, и он не побит до сих пор. При полной мощности энергоустановки «Золотая рыбка» достигла скорости 44,7 узла.
В 1988 году после двух десятков лет службы К-162 выведена из состава флота и впоследствии отправилась для утилизации на Севмаш, где долгое время стояла ошвартованной у причала.

Сирота у причала
Длительное хранение АПЛ на плаву без ремонта губительно сказалось на техническом состоянии корабля: деградировали практически все корабельные системы. Особую тревогу вызывали те, что обеспечивают непотопляемость корабля, его взрыво- и пожаро-безопасность. Была реальная угроза несанкционированного затопления АПЛ. Затонувшая же К-162 превращалась в радиоактивную бомбу. Химически активный титан в солёной воде стал бы причиной стремительной коррозии оборудования и трубопроводов из стали и меди, что угрожало разрушением конструктивных барьеров защиты реакторов, а это могло привести к распространению радиации. В 2009 году принято решение о начале работ по утилизации «Золотой рыбки», в июле того же года уникальную субмарину передали центру судоремонта «Звёздочка» — и К-162 встала к своему последнему причалу.

«Золотая» утилизация
Наиболее сложной частью утилизации стала выгрузка отработавшего ядерного топлива. Конструктивные особенности реакторов К-162 не позволяли использовать оборудование, применявшееся для выгрузки реакторов утилизированных АПЛ других проектов. «Родной» же комплект перегрузочного оборудования проекта 661 применялся для перезарядки реакторов лишь один раз тридцать лет назад и уже тогда требовал серьёзной конструктивной доработки. И вообще срок его службы истёк полтора десятка лет назад, длительное хранение в неподобающих условиях привело часть перегрузочного оборудования в негодность, а часть оснастки была утеряна. Так что привычные схемы утилизации АПЛ оказались неприменимы. Причём времени на поиск решений не оставалось.
Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, разработка комплекта проект-нотехнологической документации, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали значительных бюджетных средств, запланировать которые в тот момент не представлялось возможным. Впрочем, благодаря усилиям ГК «Росатом» и АО «ФЦЯРБ» удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ К-162 в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнёрства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского банка реконструкции и развития. И было принято неординарное решение.

Вопреки регламентам
На первом этапе выполнить утилизацию носовой и кормовой оконечности лодки, сформировать трёхотсечный блок и выполнить работы, обеспечивающие его непотопляемость. Параллельно вести работы по восстановлению комплекта перегрузочного оборудования, его конструктивной доработке и изготовлению дополнительной оснастки. Работы же по выгрузке ОЯТ из реакторов решили провести на завершающей стадии проекта.
Подход в корне противоречил регламенту утилизации АПЛ, потому пришлось вырабатывать новые документы, согласовывать их в десятках инстанций, организовывать взаимодействие проектных организаций. И стоит признать, что без координационной работы Анатолия Цубанникова, руководителя проекта со стороны автономной некоммерческой организации «Аспект-Конверсии», и её директора Николая Шумкова начало выгрузки ОЯТ с К-162 могло бы отсрочиться надолго.
Оперативно отрабатывали свои задачи и другие участники проекта. ОАО «НИКИЭТ им. Доллежаля», проектант реакторов, обеспечил сопровождение всех работ со своей стороны. Конструкторы «ОКБМ им. Африкантова» включились в работы по проектированию усовершенствованного комплекта перегрузочного оборудования. Крыловский центр проверил и выдал заключение о готовности «Звёздочки» к выполнению работ по выгрузке ОЯТ. Центр технологии судостроения и судоремонта принял участие в разработке документации по оснащению берегового комплекса выгрузки. НИПТБ «Онега» выполнило разработку технологии выгрузки и спроектировало технологическую оснастку.
Управляющим центром проекта стало бюро маркетинга и договорной работы УТНиСО под руководством Алексея Долганова. Как отмечает сам Алексей, значительным подспорьем в работе стал организационный задел, созданный на начальном этапе работ по подготовке «Звёздочки» к выгрузке ОЯТ из реакторов К-162. Огромная заслуга здесь принадлежит заместителю начальника управления Максиму Шептухину. Он руководил проектом не только на подготовительной стадии, но и на этапе утилизации корпусных конструкций лодки и формирования трёхотсечного блока.

Обошлось без ЧП
Сложности проекта по выгрузке ОЯТ с «Золотой рыбки» этим не ограничились. Пришлось проделать огромный объём организационной работы: договоры, тендеры, согласования, разногласия сторон, переговоры, отчёты. Груз этой работы несла группа Евгения Баранова и Натальи Самутиной.
Работы по утилизации К-162 начались в 2010 году. «Золотая рыбка» была поставлена в плавдок, и на её борт поднялись газорезчики. Титановые корпусные конструкции требовали от рабочих и инженеров беспрецедентных мер по профилактике возгораний при разделке корпуса. Титан и огонь — опасное сочетание, а пожар на лодке с невыгруженным топливом — ЧП высшего класса опасности. Несмотря на огромный объём огневых работ, на борту К-162 за весь период утилизации корпусных конструкций не было допущено ни одного возгорания. Работы по формированию трёхотсечного блока и спуску его на воду были выполнены без происшествий. Часть угрозы от «Золотой рыбки» была снята. Необходимо отметить, что в ходе корпусных работ «Звёздочка» приложила усилия к тому, чтобы сохранить в целости рубку легендарной лодки. Сегодня она хранится на предприятии и, возможно, когда-нибудь станет частью мемориала северодвинским корабелам.

Объект учений и мучений
В мае 2013 года «Звёздочка» приступила к выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов К-162. Несмотря на тщательную проработку проекта определённые проблемы и риски всё же оставались. Реакторы уникальные, топливо находится в реакторах более 30 лет, и фактическое состояние сборок неизвестно. Несерийность реакторов и перегрузочного оборудования могла вызвать возникновение нештатных ситуаций как в ходе испытаний, так и в ходе выгрузки, а это потребует доработок, ремонта, увеличения сроков и стоимости.
После работ по испытанию комплекта перегрузочного оборудования трёхотсечный блок К-162 был поставлен в плавдок, реакторный отсек был вскрыт, смонтирована площадка выгрузки и технологическая оснастка. Завершились испытания комплекта перегрузочного оборудования. Началась выгрузка топлива. Свыше семисот радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры. Малейший сбой, незначительное нарушение технологии может стать причиной аварии с тяжелейшими последствиями. Надо ли говорить, какой огромный груз ответственности лежал на плечах начальника выгрузки — заместителя начальника специализированного производства утилизации Игоря Пастухова? Месяц за месяцем ежедневная работа, которую нельзя превратить в рутину, дать себе и рабочим привыкнуть к ней, ослабить внимание. За работу в опасных условиях работники «Звёздочки» получают молоко. Игорю Пастухову следовало бы выдавать еще и шоколадно-коньячные наборы за невероятную психологическую нагрузку.

Первый пошёл
В августе 2014 года первая кассета с радиоактивным стержнем из реактора левого борта была перемещена в транспортный контейнер. Работа началась. Ежедневно лодку покидало до двадцати топливных сборок. Не обошлось и без шероховатостей. Выгрузка центральной компенсирующей группы реактора левого борта выявила незначительные недостатки перегрузочного оборудования. Оснастку доработали, и выгрузка продолжилась. С этого момента задержки возникали только из-за неблагоприятных погодных условий. Уже в декабре «Звёздочку» покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат «Маяк» для хранения и переработки.
Особое внимание при проведении работ уделялось контролю за радиацией. Вместе с датчиками автоматизированной системы контроля работали и дозиметристы, отслеживающие радиационную обстановку в ручном режиме на всех объектах, задействованных при выгрузке. И при проведении работ не произошло ни одной нештатной ситуации, вызвавшей изменение радиационного фона.
Реактор левого борта был выгружен к 1 декабря 2014 года, а 18 марта 2015 года завершилась выгрузка ОЯТ и из второго реактора «Золотой рыбки». К концу марта оба реактора были герметизированы. Осталось убрать технастил и оснастку, вернуть на место съёмный лист прочного корпуса и подготовить трёхотсечник к буксировке — установить леера, буксирное устройство, сигнальные огни. И в предстоящую навигацию трёхотсечник К-162 будет отбуксирован в Сайда-губу на Кольском полуострове. Там его поднимут на берег, подготовят реакторный отсек и переведут в пункт долговременного хранения.
Что ж, последний этап истории самого быстрого атомохода усилиями сотен работников «Звёздочки», проектных институтов, предприятий кооперации прошёл в безопасном режиме. Любимый город может спать спокойно.
Алексей МОРОЗОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей