В перечне атомоходов, утилизированных на ягринской верфи, этот корабль — знаменитая и именитая «Золотая рыбка» — занимает особое место.
Специалисты «Звёздочки» завершили выгрузку отработавшего ядерного топлива и герметизацию реакторов АПЛ К-162
Подводный уникум
АПЛ К-162 известна и далёким от подплава людям. Уникальный корпус из титановых сплавов, оригинальные атомные реакторы, перспективные крылатые твёрдотопливные ракеты. Лодка строилась для технологического прорыва, и он состоялся. В ходе государственных испытаний корабль показал невиданные ранее скоростные характеристики, разогнавшись на мерной миле до 42 узлов при 80% мощности реакторов, а спустя некоторое время корабль поставил абсолютный мировой рекорд подводной скорости, и он не побит до сих пор. При полной мощности энергоустановки «Золотая рыбка» достигла скорости 44,7 узла.
В 1988 году после двух десятков лет службы К-162 выведена из состава флота и впоследствии отправилась для утилизации на Севмаш, где долгое время стояла ошвартованной у причала.
Сирота у причала
Длительное хранение АПЛ на плаву без ремонта губительно сказалось на техническом состоянии корабля: деградировали практически все корабельные системы. Особую тревогу вызывали те, что обеспечивают непотопляемость корабля, его взрыво- и пожаро-безопасность. Была реальная угроза несанкционированного затопления АПЛ. Затонувшая же К-162 превращалась в радиоактивную бомбу. Химически активный титан в солёной воде стал бы причиной стремительной коррозии оборудования и трубопроводов из стали и меди, что угрожало разрушением конструктивных барьеров защиты реакторов, а это могло привести к распространению радиации. В 2009 году принято решение о начале работ по утилизации «Золотой рыбки», в июле того же года уникальную субмарину передали центру судоремонта «Звёздочка» — и К-162 встала к своему последнему причалу.
«Золотая» утилизация
Наиболее сложной частью утилизации стала выгрузка отработавшего ядерного топлива. Конструктивные особенности реакторов К-162 не позволяли использовать оборудование, применявшееся для выгрузки реакторов утилизированных АПЛ других проектов. «Родной» же комплект перегрузочного оборудования проекта 661 применялся для перезарядки реакторов лишь один раз тридцать лет назад и уже тогда требовал серьёзной конструктивной доработки. И вообще срок его службы истёк полтора десятка лет назад, длительное хранение в неподобающих условиях привело часть перегрузочного оборудования в негодность, а часть оснастки была утеряна. Так что привычные схемы утилизации АПЛ оказались неприменимы. Причём времени на поиск решений не оставалось.
Восстановление работоспособности оборудования и оснастки, разработка комплекта проект-нотехнологической документации, выгрузка ОЯТ и утилизация АПЛ требовали значительных бюджетных средств, запланировать которые в тот момент не представлялось возможным. Впрочем, благодаря усилиям ГК «Росатом» и АО «ФЦЯРБ» удалось договориться включить проект по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ К-162 в перечень проектов Фонда поддержки Экологического партнёрства Северного измерения, созданного под эгидой Европейского банка реконструкции и развития. И было принято неординарное решение.
Вопреки регламентам
На первом этапе выполнить утилизацию носовой и кормовой оконечности лодки, сформировать трёхотсечный блок и выполнить работы, обеспечивающие его непотопляемость. Параллельно вести работы по восстановлению комплекта перегрузочного оборудования, его конструктивной доработке и изготовлению дополнительной оснастки. Работы же по выгрузке ОЯТ из реакторов решили провести на завершающей стадии проекта.
Подход в корне противоречил регламенту утилизации АПЛ, потому пришлось вырабатывать новые документы, согласовывать их в десятках инстанций, организовывать взаимодействие проектных организаций. И стоит признать, что без координационной работы Анатолия Цубанникова, руководителя проекта со стороны автономной некоммерческой организации «Аспект-Конверсии», и её директора Николая Шумкова начало выгрузки ОЯТ с К-162 могло бы отсрочиться надолго.
Оперативно отрабатывали свои задачи и другие участники проекта. ОАО «НИКИЭТ им. Доллежаля», проектант реакторов, обеспечил сопровождение всех работ со своей стороны. Конструкторы «ОКБМ им. Африкантова» включились в работы по проектированию усовершенствованного комплекта перегрузочного оборудования. Крыловский центр проверил и выдал заключение о готовности «Звёздочки» к выполнению работ по выгрузке ОЯТ. Центр технологии судостроения и судоремонта принял участие в разработке документации по оснащению берегового комплекса выгрузки. НИПТБ «Онега» выполнило разработку технологии выгрузки и спроектировало технологическую оснастку.
Управляющим центром проекта стало бюро маркетинга и договорной работы УТНиСО под руководством Алексея Долганова. Как отмечает сам Алексей, значительным подспорьем в работе стал организационный задел, созданный на начальном этапе работ по подготовке «Звёздочки» к выгрузке ОЯТ из реакторов К-162. Огромная заслуга здесь принадлежит заместителю начальника управления Максиму Шептухину. Он руководил проектом не только на подготовительной стадии, но и на этапе утилизации корпусных конструкций лодки и формирования трёхотсечного блока.
Обошлось без ЧП
Сложности проекта по выгрузке ОЯТ с «Золотой рыбки» этим не ограничились. Пришлось проделать огромный объём организационной работы: договоры, тендеры, согласования, разногласия сторон, переговоры, отчёты. Груз этой работы несла группа Евгения Баранова и Натальи Самутиной.
Работы по утилизации К-162 начались в 2010 году. «Золотая рыбка» была поставлена в плавдок, и на её борт поднялись газорезчики. Титановые корпусные конструкции требовали от рабочих и инженеров беспрецедентных мер по профилактике возгораний при разделке корпуса. Титан и огонь — опасное сочетание, а пожар на лодке с невыгруженным топливом — ЧП высшего класса опасности. Несмотря на огромный объём огневых работ, на борту К-162 за весь период утилизации корпусных конструкций не было допущено ни одного возгорания. Работы по формированию трёхотсечного блока и спуску его на воду были выполнены без происшествий. Часть угрозы от «Золотой рыбки» была снята. Необходимо отметить, что в ходе корпусных работ «Звёздочка» приложила усилия к тому, чтобы сохранить в целости рубку легендарной лодки. Сегодня она хранится на предприятии и, возможно, когда-нибудь станет частью мемориала северодвинским корабелам.
Объект учений и мучений
В мае 2013 года «Звёздочка» приступила к выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов К-162. Несмотря на тщательную проработку проекта определённые проблемы и риски всё же оставались. Реакторы уникальные, топливо находится в реакторах более 30 лет, и фактическое состояние сборок неизвестно. Несерийность реакторов и перегрузочного оборудования могла вызвать возникновение нештатных ситуаций как в ходе испытаний, так и в ходе выгрузки, а это потребует доработок, ремонта, увеличения сроков и стоимости.
После работ по испытанию комплекта перегрузочного оборудования трёхотсечный блок К-162 был поставлен в плавдок, реакторный отсек был вскрыт, смонтирована площадка выгрузки и технологическая оснастка. Завершились испытания комплекта перегрузочного оборудования. Началась выгрузка топлива. Свыше семисот радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры. Малейший сбой, незначительное нарушение технологии может стать причиной аварии с тяжелейшими последствиями. Надо ли говорить, какой огромный груз ответственности лежал на плечах начальника выгрузки — заместителя начальника специализированного производства утилизации Игоря Пастухова? Месяц за месяцем ежедневная работа, которую нельзя превратить в рутину, дать себе и рабочим привыкнуть к ней, ослабить внимание. За работу в опасных условиях работники «Звёздочки» получают молоко. Игорю Пастухову следовало бы выдавать еще и шоколадно-коньячные наборы за невероятную психологическую нагрузку.
Первый пошёл
В августе 2014 года первая кассета с радиоактивным стержнем из реактора левого борта была перемещена в транспортный контейнер. Работа началась. Ежедневно лодку покидало до двадцати топливных сборок. Не обошлось и без шероховатостей. Выгрузка центральной компенсирующей группы реактора левого борта выявила незначительные недостатки перегрузочного оборудования. Оснастку доработали, и выгрузка продолжилась. С этого момента задержки возникали только из-за неблагоприятных погодных условий. Уже в декабре «Звёздочку» покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат «Маяк» для хранения и переработки.
Особое внимание при проведении работ уделялось контролю за радиацией. Вместе с датчиками автоматизированной системы контроля работали и дозиметристы, отслеживающие радиационную обстановку в ручном режиме на всех объектах, задействованных при выгрузке. И при проведении работ не произошло ни одной нештатной ситуации, вызвавшей изменение радиационного фона.
Реактор левого борта был выгружен к 1 декабря 2014 года, а 18 марта 2015 года завершилась выгрузка ОЯТ и из второго реактора «Золотой рыбки». К концу марта оба реактора были герметизированы. Осталось убрать технастил и оснастку, вернуть на место съёмный лист прочного корпуса и подготовить трёхотсечник к буксировке — установить леера, буксирное устройство, сигнальные огни. И в предстоящую навигацию трёхотсечник К-162 будет отбуксирован в Сайда-губу на Кольском полуострове. Там его поднимут на берег, подготовят реакторный отсек и переведут в пункт долговременного хранения.
Что ж, последний этап истории самого быстрого атомохода усилиями сотен работников «Звёздочки», проектных институтов, предприятий кооперации прошёл в безопасном режиме. Любимый город может спать спокойно.
Алексей МОРОЗОВ