MENU

Министр образования области (в центре) в гостях у Архангельского кадетского корпуса с редактором «Учительской газеты» П. Положевцом. 
Фото пресс-службы регионального министерства образования и науки Министр образования области (в центре) в гостях у Архангельского кадетского корпуса с редактором «Учительской газеты» П. Положевцом. Фото пресс-службы регионального министерства образования и науки

04.04.2015 • Образование

Игорь Скубенко: «Пришло время моих ровесников»

Игорь Скубенко не первый специалист регионального правительства с северо-двинскими корнями. В кресле министра образования он уже больше года — с декабря 2013-го. Как с новых высот видятся проблемы сферы, куда ей расти и развиваться? Расскажет сам Игорь Васильевич

Региональный министр образования об электронных очередях, советских деревяшках и слиянии школ

Ошибка стоит миллионы
— Вы достаточно часто ездили в командировки по области. Как можно сравнить ситуацию в учреждениях образования?
— Во-первых, я открыл для себя регион. Живу здесь с 1986 года, когда приехал из Мурманской области, а выезжал за пределы Холмогорского района мало. Не ожидал, что наша область такая многогранная, и понял сложность её инфраструктуры. В первую очередь это деревянный фонд в районах — садики и школы 1960—1970-х годов постройки. Поэтому главная задача для министерства сегодня — развитие инфраструктуры.
— Можете конкретную цифру назвать на этот год?
— Мы завершаем федеральный проект модернизации системы дошкольного образования: к 1 января 2016 года предстоит обеспечить 100-процентную до-ступность садов для детей от трёх лет. Сегодня эта отметка — 99% по всему региону. И стройки продолжаются: в этом году сдадим порядка шести учреждений. В планах открыть и три школы — в Верхнетоемском, Вельском и Ленском районах. Мало регионов сегодня получают такой объём средств на строительство зданий, как мы. Причина одна: эффективность их использования. Сегодня важно не оступаться ни на одном этапе: ошибка стоит миллионы.

Объединить нельзя оставить
— С инфраструктурой понятно. Что ещё требует вмешательства?
— Тут несколько позиций. В заданном темпе необходимо продолжить внедрение новых федеральных госстандартов. Второе — внимание системе допобразования. Сейчас рассматривается новая концепция воспитания. И конечно, инклюзивное образование. Первая моя поездка в головное министерство в начале 2014 года позволила привлечь в регион 33 млн рублей из федерального бюджета. Кроме того, нашли ещё 14 миллионов совместно с муниципалитетами. В целом более 40 с лишним миллионов рублей направлены на обустройство пандусов, расширение дверных проёмов, закупку оборудования. Задействованы 15 муниципальных образований, в том числе Северодвинск, где ресурсными площадками стали школы № 19 и 21.
— Кстати о последней: в целях экономии её планируется объединить со школами № 22 и 25. И это вызвало недовольство родителей.
— Насколько знаю, в Северодвинске ситуация разрешена: прошёл ряд встреч, в мой адрес тоже обращались, и я своё мнение высказал. Поддерживаю слияние там, где оно сделано с умом, при участии родителей и педагогов. Бурно развивалась ситуация в Новодвинске: там, кстати, приняли решение не объединять городскую гимназию со школой № 1. В целом же процессы слияния сейчас проходят везде. К тому, что в Северодвинске было сделано ещё три года назад, отдельные районы приходят только сегодня.

Скандала с ЕГЭ не было
— Какой опыт, увиденный в школах района, хотелось бы распространять?
— Тут можно говорить о достаточно серьёзном прорыве в плане попадания в федеральный рейтинг. Если в 2013 году только три учреждения оказались в топ-500 и одно — в рейтинге сельских школ, то в этом году таких учреждений уже 11. Среди них традиционно лицей № 17 и Северодвинская городская гимназия.
— За счёт чего произошёл такой рывок?
— В последние годы много сделано для материальной базы, но фундамент заложен ранее. Важна также текущая работа по переподготовке и повышению квалификации учителей, срезы, которые проводит федеральное министерство по вопросам качества образования, результаты олимпиад, ЕГЭ.
— Тема ЕГЭ актуальна как никогда: в прошлом году, например, был скандал — в некоторых регионах выявили очень низкий уровень знаний у ребят…
— По результатам той кампании скандалов не было. Пришёл новый руководитель в Рособрнадзор — Сергей Кравцов, мой ровесник кстати говоря, и многое сделал, чтобы результаты ЕГЭ стали объективными и прозрачными. Это и введённая система видеонаблюдения, и федеральные наблюдатели. Безусловно, планка результатов упала. Зато сегодня мы знаем точно: результаты абсолютно объективны, ребята не используют запрещённые средства.

Запрос двумя кликами
— Какие пилотные площадки и проекты появятся в регионе?
— Мы добились права принимать у себя Всероссийский финал олимпиады по информатике в апреле. Наш регион позиционируется как пилотная площадка по информатизации образования в СЗФО. Замечательно функционирует образовательное кольцо: совещание руководителей в регионах я провожу, практически не выходя из министерства. Идут разговоры с Холмогорской школой о том, чтобы попробовать реализовать там проект электронных учебников. Успешно реализован проект учёта детей в садах — так называемая электронная очередь. Сегодня мы не посылаем запросы в муниципалитеты для получения статистики: всё делается путём двух-трёх кликов. И мы попали в тридцатку регионов для участия в пилотной площадке по учёту контингента системы общего и дополнительного образования. К декабрю 2016 года проблемы документооборота в этих сферах должны значительно сократиться.
— А проект «Умники и умницы», который мы сейчас принимаем у себя, проходит и в других регионах?
— Далеко не во всех. У нас он появился благодаря тому, что губернатор участвовал в одной из таких телепрограмм и принял предложение организовать региональный этап. Это привлекает внимание и к самому региону: начинают поступать интересные предложения, но озвучивать их рано.

«Пока все дома» в гостях
— Какая роль отводится направлению опеки и попечительства над детьми?
— Мы активно закрываем детские дома: контингент сокращается, детей устриваем в семьи. Не так давно к нам приезжала программа Первого канала «Пока все дома». Она побывала в Архангельске, Северодвинске, Котласе, Новодвинске: сняли сюжеты о 15 ребятах, их можно увидеть на сайте проекта. Сами учреждения получат гранты по 100 тысяч рублей на развитие. А скоро у нас впервые пройдёт форум приёмных родителей. На нём будут площадки для обсуждения разных проблем семей, которые делают большое и важное дело.
— Есть перспектива для законодательных подвижек?
— Возможно, в наших руках очень много полномочий. У нас, может быть, не так много финансов, но их грамотное распределение позволяет решать проблемы на том или ином этапе.

Почувствуй вкус профессии
— Один из важных вопросов сейчас — кадровый. Большинство педагогов, которые сегодня работают, скоро уйдут на пенсию…
— Радует, что в профильные учебные заведения (вузы и педколледжи) уже есть конкурс. Пройдёт два-три года — и должен быть выпуск достаточного количества молодых педагогов. Вопрос в качестве этих специалистов и дальнейшем повышении квалификации. А стимул идти в профессию есть: удалось серьёзно переломить ситуацию по зарплате. Молодые специалисты получают поддержку в сто тысяч рублей при поступлении на работу. В сельских районах создаём бытовые условия, строим квартиры: в прошлом году их получили 11 педагогов. Более 60 учителей получили поддержку по ипотечному проекту.
Вопрос есть сегодня по узким специалистам — учителям физики, иностранных языков, но тут подключиться должны и сами школы.
— Не забыта ли проф-ориентация? Спрашиваю, потому что присутствовала в школе, где проводили «прямой мост» с представителями предприятий. Формат, в котором подавалась информация, для ребят тяжёл и неинтересен.
— Создан центр содействия самоопределению обучающихся при областном институте открытого образования. Будут применять новые технологии с выездами на места, среди которых, например, «Вкус профессии». Много внимания уделим и социологической работе. Большое влияние на определение места учёбы имеют родители — с ними предстоит работать.

Министр «ВКонтакте»
— Вы упомянули, что родители и педагоги обращаются и напрямую к вам. С какими вопросами?
— У меня есть страничка «ВКонтакте», я доступен и по телефону. Вопросы разные задают — от проблем конкретного учреждения до просьбы дать совет.
— А северодвинцы?
— Тут больше, наверное, к Сергею Григорьевичу обращаются. Это, кстати, показатель, почему ко мне нет вопросов: всё качественно решается, информация доводится вовремя.
— Какие ещё перспективные направления хотелось бы у нас развивать?
— Хотелось привлечь серьёзные федеральные средства по системе среднего профобразования. Сего-дня для меня эта тема очень актуальна, на заводах не хватает рабочих рук. По профтеху мы получили в прошлом году порядка 19 млн рублей — на ремонт училища № 1 и на установку там нового сварочного оборудования.
— Но при этом до минимума сокращены часы практики. Нонсенс.
— Отдельные наши предложения уже нашли отражение в федеральных изменениях. Срок обучения будет увеличен с 2 лет 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев. По Северодвинску вообще отдельный разговор: учреждения работают не на экономику области, а на обороноспособность всей страны. Хотелось бы большего внимания со стороны федеральных властей.

Свежим взглядом
—Каким взглядом смотрите на родной город?
— Ещё больше стал любить его. Добираясь на работу объездной дорогой, город на неделе фактически не вижу. Гуляю с удовольствием по выходным и открываю для себя что-то новое. Переезжать в Архангельск желания нет, хотя об этом часто спрашивают.
— Не было опасений, когда вам предложили кресло министра? Всё-таки ваш предшественник покинул его не совсем хорошо.
— Я понимаю всю меру ответственности. Пришёл в конкретную команду и отрабатываю поставленные задачи. Есть рабочие моменты, замечания в мой адрес. Но без них, наверно, работа невозможна. Главное, чтобы эти моменты глобально не касались потребителя конечных услуг.
— Что самое главное вы для себя поняли, работая в новой должности?
— Уметь держать равновесие. Это касается как директора школы, так и министра. Разница лишь в том, что у меня спектр задач глобальнее и колоссальная ответственность за любое слово. Первое время беспокоила «жёлтая» пресса, выдумывающая или раздувающая услышанные где-то вещи. Сегодня к этому уже спокойно отношусь. Хотя критики много — система образования развивается.

Comments are closed.

« »