MENU
Фото Андрея Мирошникова Фото Андрея Мирошникова

26.03.2015 • Право

Дамоклов меч ГСК

В «Северном рабочем» 26 февраля была опубликована статья «Незавершённые вы мои», рассказывающая о долгах по арендной плате гаражно-строительных кооперативов Северодвинска. Публикация вызвала живой отклик: председатели ГСК предложили встретиться, чтобы рассказать, почему они оказались в числе нарушителей финансовой дисциплины. Диалог получился очень интересным

Председатели гаражных кооперативов заявляют: долги по аренде земли и статус незавершённого строительства созданы искусственно

Завершённая незавершёнка
По мнению председателя ГСК «Якорь» Юрия Солопова, ситуация с «незавершёнкой» патовая. Он считает, что кооперативам, и не только «Якорю», в нынешних условиях никогда не ввести строения гаражей в эксплуатацию, равно как и не избавиться от долгов по аренде. Но возлагать вину за это на руководителей объединений автолюбителей будет неправильно, считает Юрий Анатольевич.
По его словам, ГСК стали жертвами постоянного изменения градостроительного и земельного законодательства. Так, де-факто строительство гаражей «Якоря» завершено, все работы давным-давно выполнены. А де-юре нет, потому что из длинного перечня документов, необходимых для избавления от статуса «незавершённое», нет всего лишь акта Стройнадзора.
Но если собран весь пакет документов, то какая проблема получить последнюю бумагу? Оказалось, очень большая. Дело в том, рассказывает глава ГСК «Якорь», что в начале 2000-х годов, когда была отведена земля под гаражи, получено разрешение на строительство, проводились работы и т. д, такого надзирающего органа, как Стройнадзор, не существовало в природе. Он появился вследствие изменения федерального законодательства в 2004 году, когда готовые автобоксы уже стояли на ул. Первомайской. Все попытки обзавестись документом, заверяет Юрий Солопов, потерпели фиаско. Причём испробованы были все способы, вплоть до попытки ввода в эксплуатацию по частям — блоками.
В ГСК «Моряк» ситуация ещё затейливее. Председатель Игорь Федяев поведал, что кооператив получил земельный участок в 1990 году. Закончил строительство в 1994-м. На то время действовало ещё советское законодательство, согласно которому акты ввода в эксплуатацию требовались только объектам, занятым в хозяйственной деятельности. Кооперативы в эту категорию не попадали, так как находятся в собственности физических лиц — членов кооператива. По сути, это просто место для хранения машины и её ремонта. А потому на очередном собрании членов ГСК записали в решении: «Строительство окончено» — и точка. Да и то исключительно ради фиксации исторического момента.
Но сменилась эпоха, жизнь пошла по демократическим законам, а история ГСК «Моряк» развивалась примерно так же, как и его собрата «Якоря».

С ног на голову
Игорь Федяев уверен, что после вступления в силу в 2004 году Градостроительного кодекса РФ, который ввёл в практику такие понятия, как «разрешение на строительство» и «разрешение на ввод в эксплуатацию», их должны были зачислить в разряд полностью действующих объектов недвижимости постфактум. Новые нормы закона следовало применять ко вновь возводимым зданиям и сооружениям. На этой позиции стоят и другие председатели ГСК. Потому что претензии к ГСК выглядят так же, как если бы, к примеру, сегодня за кражу взяли и осудили не по нормам УК и УПК, а по судебнику Ивана Грозного.
И леший бы с этой незавершёнкой, нашлись бы силы для расчётов с муниципалитетом, но следом обрушилась другая напасть: резко выросла плата за аренду.
Как мы уже сообщали, так случилось после вступления в силу постановления правительства Архангельской области № 190-пп. Оно отменило ранее действовавшие правила игры, прописанные в договорах аренды земли, заключённые с городом в лице её администрации. Постановление базировалось на проведённой воронежской фирмой кадастровой оценке земель. А поскольку ГСК по документам числились как незавершённые, то к ним был применён повышающий коэффициент. Ставка аренды умножилась на три. В общем итоге плата взлетела до небес. Например, в «Моряке» она увеличилась в 256 раз!
Какими критериями руководствовались воронежские ребята, председателям ГСК узнать не довелось. На запрос, отправленный в правительство области, пришёл ответ, из которого следовало, что методику расчёта предоставить невозможно, поскольку это собственность подрядчика. Аргумент выглядит весьма сомнительным. Как известно, кто платит, тот и хозяин.

Крутое пике
От этих финансовых претензий люди были не просто в шоке. Члены ГСК за свой собственный счёт засыпали болотины и облагораживали территорию, тратили заработанные рубли на стройматериалы, проводили свет, а в результате оказалось, что должны платить, будто всё это им преподнёс на блюдечке добрый дядя. Ещё один нюанс: не будь этих гаражей, к припаркованным во дворах машинам добавились бы ещё несколько тысяч авто. А побоища за место на стоянках перестали бы быть фигурой речи.
Естественно, народ встал на дыбы, но в развернувшихся боях поначалу избрал неверную тактику — попытались задействовать связи вельможных членов ГСК и вступили в переписку с властями. Ожидание выполнения обещаний, данных людьми при должностях — соседями по блоку, получение-отправка корреспонденции съели драгоценное время. Его с большей пользой можно было потратить на оспаривание в суде кадастровой оценки (забегая вперёд, скажем, что впоследствии ГСК «Якорь», например, смог добиться трёхкратного снижения). Когда ошибка стала очевидной, «счётчик» добавил к основному долгу пени и штрафы. Рассчитаться «в ноль» стало просто нереально, заявили председатели ГСК: не успеешь собрать деньги на оплату просрочки, как прилетает очередная квартальная платёжка. Здесь нужно принять во внимание и то обстоятельство, что большая часть членов кооперативов — пенсионеры со скромными доходами.
Прозвучали на встрече и претензии в адрес чиновников. Вплоть до того, что им невыгодно идти навстречу ГСК, поскольку кооперативы сейчас как курица, несущая золотые яйца. Но не будем жить старыми обидами, от их пересказа проблемы не решатся.

Дорога к компромиссу
Председатели ГСК предлагают администрации города и депутатам следующее: мы будем аккуратно платить текущие платежи этого года, а долги предыдущих лет «замораживаются», и по ним делаются графики погашения. Кроме того, нужно настаивать перед губернатором Орловым на внесении изменений в постановление № 190-пп, чтобы сделать его содержание адекватным реальному положению дел и платёжеспособности ГСК.
И поставить перед правительством РФ вопрос об амнистии гаражным кооперативам. Как это сделано по отношению к садовым товариществам. Иначе не исключён вариант самоликвидации кооперативов, и денежные вопросы решать будет не с кем. При этом долги придётся списывать как невозможные к взысканию. Кстати, в гаражах, брошенных хозяевами, может случиться и всплеск криминала.

Comments are closed.

« »