Одноэтажная, но не эпатажная

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/03/1315_d1078.jpg

Курортный город на западе штата Флорида встретил меня невысокими, преимущественно одноэтажными частными домиками. Распределили меня сюда организаторы программы по обмену журналистами, как показалось, не случайно. Многое здесь напомнило о доме: население города — 54 тысячи жителей, но с пригородами сопоставимо с населением Северодвинска. Как и у нас, дюны, море (Мексиканский залив), военное присутствие (в Пенсаколе находится одна из первых баз военной авиации), много чаек. На этом сходство заканчивается.

Американский юг глазами русской северянки

Без машины как без рук
Так чувствовала я себя всё время, пока находилась в Пенсаколе. Без своего транспорта здесь даже поход в магазин проблема — город хоть и небольшой, но достаточно протяжённый вдоль линии залива. А автобусы ходят редко и нерегулярно. Да и пользуются ими самые бедные и неблагополучные слои населения. Местные даже не знают, где у них находится автобусная станция.
Может быть, из-за такой любви к комфорту и стремления владеть собственным транспортом американцы настолько мобильны. Распространённое явление — переезд в другой штат по работе. Газета «Пенсакола Ньюс Джорнал», в которой я проходила практику, например, входит в холдинг «Генетт», лидирующий в Америке по тиражам среди ежедневных газет. Её редактор Лиза Нельсен-Лара сменила на Флориду сначала холодный северный Висконсин, а затем и соседнюю Индиану — предлагали повышения по службе внутри холдинга.
Схожим образом в Пенсаколе собрались люди из самых разных регионов Америки. Из крупных городов сюда едут за тихой спокойной жизнью, полной карнавала, и прекрасной пляжной погодой. Словом, за своей американской мечтой.

Форт Пикенс — крупнейший из четырёх фортов, построенных для защиты Пенсакола Бэй. Завершён в 1834 году и оставался в использовании до 1947 г. Не был занимаем силами Конфедерации во время Гражданской войны. Фото Екатерины Курзенёвой

Форт Пикенс — крупнейший из четырёх фортов, построенных для защиты Пенсакола Бэй. Завершён в 1834 году и оставался в использовании до 1947 г. Не был занимаем силами Конфедерации во время Гражданской войны.
Фото Екатерины Курзенёвой

«Сахарные» пески Пенсаколы
И пляжи — её часть: они здесь на самом деле сказочные. Когда собралась посетить старинный форт Пикенс, расположенный в одном из природных парков, поначалу не поверила своим глазам: ехали на машине, словно среди заснеженных полей. Такого пронзительно белого песка мне ещё не приходилось видеть. Причём на ощупь он напоминал сахарный!
Его красиво оттеняла ярко-бирюзовая вода, в которой мне удалось помочить ноги. Не зря по оценкам путешественников со всего света, оставлявших свои отзывы на популярном туристическом портале Tripadvisor, Пенсакола-бич занимает пятое место среди пляжей Америки. Впрочем, уступил он преимущественно тем, которые расположены в том же штате, но восточнее — близ Майами.
Есть на что посмотреть и в самом городе, древнейшем постоянном поселении в Америке. Облик города и его культура формировались под влиянием нескольких наций, в память об этом летом здесь до сих пор празднуют грандиозный фестиваль пяти флагов. И вообще фестивали здесь любят.

На пересечении эпох. Один из исторических фортов Пенсаколы. Фото Екатерины Курзенёвой

На пересечении эпох. Один из исторических фортов Пенсаколы.
Фото Екатерины Курзенёвой

Ты же русская, тебе не холодно
— До сих пор мёрзну и шучу: ох, эта Флорида! — признаётся учительница русского и английского Людмила, приехавшая сюда из Тирасполя (Молдова).
Как и её, меня удивило, что американцы во все напитки добавляют лёд независимо от погоды. Зашла я ветреным днём в кафе пообедать, заказала чаю. Мне и принесли… высокий стакан холодной заварки со льдом.
Но удивительно, на американском юге жарко не было. Несколько дней я ходила в куртке, а на один вечер даже перебралась в зимнее пальто. Температура держалась в районе десяти градусов тепла, но дули холодные ветры. В январе прошлого года в Пенсаколе всё покрыл иней: местные жители снимали это на камеры и считали чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, иней не самое страшное, настоящая катастрофа этих мест — ураганы. Они проходят редко, но метко. Последний крупный, Иван, был в 2004 году и считается в американской истории одним из самых страшных. По фотографиям в альбоме, который мне подарили, видно, какие разрушения он принёс. Штормовой волной снесло мост, сотни домов оказались разбросанными по всему побережью. Ущерб, причинённый недвижимости в США, достиг 15,5 миллиарда долларов.

Уж замуж некогда
На юге девушки считаются «засидевшимися», если не вышли замуж в 21 год. Но когда им налаживать личную жизнь? Всё время пропадают на работе. Встаёшь в 6 утра, а шоссе уже гудит— все едут в офисы. Уходят домой и в 19, и в 23 часа. Причём ехать кому-то приходится за полтора часа в пригород.
Дома очень милые, ухоженные и симпатичные. Внутри не принято снимать обувь, но и на улицах при этом гораздо чище, чем у нас. Американцы не брезгуют ложиться спать в одежде. На каждого члена семьи здесь приходится своя ванная — для удобства.
В одном из домов, в котором мне удалось побывать, был огромный двор, на котором ничего не выращивают. Зато бродит пара куриц: как потом выяснила, отцу просто захотелось завести для своего сына необычных питомцев. В целом же более привычны здесь собаки. Но на улицах я не встретила ни одного животного.

Милые одноэтажные домики разбросаны по всей Пенсаколе, кроме делового центра, где встречаются «офисные» высотки.  Фото Екатерины Курзенёвой

Милые одноэтажные домики разбросаны по всей Пенсаколе, кроме делового центра, где встречаются «офисные» высотки.
Фото Екатерины Курзенёвой

Подстриги мой газон
А вот просящих милостыню видела. Как сказали, их сюда привлекает хороший климат. И пояснили: эти совсем ленивые, ничего не хотят делать, могли хотя бы машины мыть. В Америке, как мне рассказала одна из бывших соотечественниц, развита так называемая круговая порука в бизнесе. Если тебе нужно, допустим, подстричь газон, зачем тратить личное время? Легче заплатить 20 долларов кому-то другому: и его бизнес поддержишь, и сам занимаешься нужными делами. Такая философия помогает существовать многим. Кстати, при устройстве на работу здесь распространены рекомендации — если у тебя их нет, шансов устроиться гораздо меньше. Возможно, поэтому стараются со всеми быть приветливыми.
А как выживают русские эмигранты, пока готовятся документы?
— Очень многие русские, даже кандидаты наук, работают здесь беби-ситтерами (нянями), убирают дома, за это платят 50—60 долларов. Можно ухаживать за садом — 10 долларов в час, — вспоминает всё та же Людмила, которая сейчас работает учителем русского языка для иностранцев.
Приходилось в своё время и с домашними питомцами в отсутствие хозяев сидеть, корм подкладывать. А ещё рассказала, как быстро русские здесь подсаживаются на кредитные карты: наличные здесь не в ходу. В данный момент она вместе с мужем должна банку 30 тысяч долларов. И это тоже часть американской мечты — купи всё в кредит.

В национальном музее военно-морской авиации представлено более 150 самолётов и космических аппаратов. Фото Екатерины Курзенёвой

В национальном музее военно-морской авиации представлено более 150 самолётов и космических аппаратов.
Фото Екатерины Курзенёвой

Ближе, чем европейцы
Вместе с тем в бытовом плане американцы мне показались гораздо ближе нам, чем европейцы. Как и русские, они разные: северяне более нахрапистые, целеустремлённые; южане, наоборот, любят чувствовать вкус жизни, растягивают слова, любят пошутить. Жители Пенсаколы оказались удивительно приветливыми и дружелюбными.
Коллеги из газеты, например, постарались сделать всё, чтобы мне было комфортно. Впрочем, приветливы были люди и за пределами газеты. Стоило мне чуть поговорить с парой в театре, как они, узнав, что я без машины, предложили довезти меня до дома. Был ещё случай: мужчина повёз меня за 40 минут от своего дома только потому, что видел, что я не местная и мне нужна помощь. Конечно, и у нас такое возможно. Но здесь это правило, а не исключение.
Что они думают о русских? Боятся ли нас? Ненавидят? Оказалось, что, по большому счёту, им всё равно. Всякий раз, когда кто-то слышал, что я из России, скорее проявлял интерес, нежели недоверие. Больше юмора и шуток по этому поводу услышала как раз с нашей стороны перед отъездом — мол, завербуют. Американцы же абсолютно спокойно отнеслись к приезду россиянки: как сами сказали, политика политикой, а люди людьми.

Здание, построенное в начале 1900-х в стиле испанского Возрождения, первоначально использовалось как мэрия. Сейчас здесь располагается Государственный музей, рассказывающий о богатом наследии Западной Флориды. Фото Екатерины Курзенёвой

Здание, построенное в начале 1900-х в стиле испанского Возрождения, первоначально использовалось как мэрия. Сейчас здесь располагается Государственный музей, рассказывающий о богатом наследии Западной Флориды.
Фото Екатерины Курзенёвой

Милый Путин и охота за «Октябрём»
Впрочем, о самой России сведения у многих достаточно опосредованные.
Шуток по поводу водки и медведей не было, хотя один из журналистов надолго «завис» над фотографией белого медведя, размещённой на сайте нашей газеты, — всё удивлялся. С другим коллегой посмеялись насчёт штампов — образов русских в кино. Часто они предстают на экране грубыми, небритыми, с низким голосом и непременно в шапке-ушанке. Многие, как выяснилось, знакомы с Россией только по одному фильму Россией по одному фильму — «Охота за красным Октябрём».
Вот почему я устроила коллегам презентацию своего региона. В зале не оказалось пустого места несмотря на горячие рабочие часы. Их интересовало, где мы живём (в каких домах), как выглядит природа, холодно ли у нас, на чём ездим на работу, сколько работаем, удивляются ли у нас афроамериканцам. О нашем президенте пришлось слышать самые разные вещи: от того, что он «cute» (милый) до того, что он высококоррумпированный тиран. Про события в Украине перепечатывают федеральные источники, поэтому их позиция в этом вопросе ясна. Удивило другое: при всём этом журналисты, с которыми я разговаривала, даже по фото не узнали официального представителя Госдепартамента США «рыжую бестию» Джен Псаки, ставшую у нас притчей во языцех.

У страха глаза велики
Впрочем, в некотором отношении их пропаганда работает не хуже нашей. Очень удивила позиция одного мужчины: он не хочет покидать территорию Штатов потому, что не будет чувствовать себя безопасно за границей. Вспомнил про Сирию и другие конфликтные ситуации, забыв почему-то, что в Америке у каждого второго оружие под подушкой, и известно немало случаев, когда оно приводило к трагедиям. Видимо, скандальными новостями со всего света стращает популярный канал «Fox news».
С другой стороны, мне встретился Эдд Хансен, который собирается этим летом ехать в Санкт-Петербург. В 1974 году он и Сьюзан поехали в медовый месяц в Скандинавию на пять недель, а оттуда — в Ленинград. Помнят, как сели в поезд из Хельсинки, а внутри — одни военные: разгар «холодной войны», когда СССР рисовали главным врагом. Деньги к моменту приезда в Ленин- град почти закончились. Есть было не на что — выручила знакомая пара из Норвегии.
Эдд вспоминал, как потратил последние пять долларов на запись с русскими композиторами. Он просто наслаждался Невским проспектом вместе со своей молодой женой, почти день провёл в Эрмитаже. Что и сейчас собирается сделать — невзирая на официальную позицию США по отношению к России.

Русская сотня на память
Удивительно, он поинтересовался, хорошо ли я себя чувствую после американской еды, нет ли у меня изжоги?
На самом деле еда показалась мне здесь тяжёлой. Эдд сказал, что они сами покупают продукты и готовят всё свежее. А вот у большинства американцев холодильники забиты полуфабрикатами. Часто местные ходят на обеды и ужины в рестораны: порции достаточно большие, поэтому нередко забирают недоеденное в ланч-боксах. Из блюд распространены бургеры: жареная котлета с картофелем фри, что-нибудь во фритюре и панировке. Притом американцы пьют диетическую колу и безалкогольное пиво.
Из местной кухни удалось попробовать «гритс и йа-йа». Гритс — нечто вроде мамалыги, каши и кукурузной крупы, приготовленной особым способом, приправленной креветками. Морская кухня показалась более удобоваримой. В одном из ирландских пабов на память оставила российскую сторублёвку: весь потолок там увешан купюрами в один доллар.
Посетила один раз и местную достопримечательность — ваффл хаус — популярное заведение. А что? Демократично, просто и вкусно — по американским меркам. Здесь можно купить кашу, вафли, горячий шоколад и главное, найти себе собеседника: маленький зал гудит как растревоженный улей.

Церковь всему голова
И немного о вере. Когда я выпустила свою первую статью в газете «Пенсакола Ньюс Джорнал», в то же утро пришло несколько писем от местных жителей. Кое-кто из них связан с церковью.
Церковь действует здесь гораздо сильнее, развито много её ветвей, с которыми и мне довелось познакомиться. Так, я побывала в католической церкви Архангела Михаила — старейшей в Пенсаколе и, пожалуй, во всей Флориде. Возводили её кораблестроители, поэтому крыша напоминает рёбра корабля, кресты на стенах с округлым контуром посередине — штурвалы, а роль вентиляции здесь раньше выполнял гребной винт. И как тут не вспомнить про наш завод!
Кстати, именно вокруг церквей нередко объединяются и осевшие в Америке наши соотечественники. В основном посещают баптистскую, как, например, Ольга Гризнёва, которая переехала в Пенсаколу из Волгоградской области 20 лет назад. Призналась, по родине не скучает. Впрочем, позже пояснила: из двух зол выбрала меньшее. А зло есть везде, не всё радужно и в Америке. С медициной тут, например, сложно: нет денег — нет помощи.
— В Советском Союзе медпомощь была бесплатной, и это такое счастье. Мы поняли это сейчас, живя в Америке.
Особенно бесправной Ольга почувствовала себя после недавнего развода с мужем. И всё по той же причине: нет денег на хорошего адвоката. Правда, в Россию уже не вернётся. Её настоящее — американская мечта.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей