Проректор и кадровый вектор

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/03/1172_d1078.jpg

20 марта в Доме корабела состоялось торжественное собрание, посвящённое 50-летию Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз). В связи с этим знаменательным событием «Северному рабочему» дал интервью проректор САФУ по подготовке кадров в сфере оборонно-промышленного комплекса кандидат технических наук Николай КАЛИСТРАТОВ (на снимке).

Накануне 50-летия Севмашвтуза «СР» пообщался с Николаем Калистратовым

— Николай Яковлевич, изменился ли качественно контингент абитуриентов? Действительно ли это те люди, на которых можно будет положиться в будущем?
— Скажу, что сегодня мы имеем существенное улучшение качества образования, что выражается в конкретных показателях. Проходной балл для поступления по каждой специальности разный. Есть престижные, например информационные технологии. Там балл довольно высокий — 190 по трём предметам. А есть непопулярные — такие как, к сожалению, сварка. До недавнего времени проходной балл по этой специальности был 130. Но в последнее время, как показывает статистика, есть тенденция к его росту на 15—20%. Это говорит о том, что уровень абитуриентов и, соответственно, студентов повышается.
Сегодня выпускники Севмашвтуза успешно выполняют сложнейшие задачи, сложнейшие, я подчёркиваю, в мире. Это факт, от которого никуда не денешься. С плохими специалистами авианосец, платформу и самые сложные в мире лодки не сдать заказчику. 90 государственных наград, которые в последнее время получил Севмаш (и у «Звёздочки» тоже десятки наград), говорят сами за себя. Наши кадры, будь то технологи или организаторы производства, весьма и весьма достойные. Другое дело, что есть проблема с конструкторами и проектантами.
— Даже так?
— Вот лётчиков готовят в каждой стране, а проектируют самолёты Германия, Франция, США. Ну ещё мы пытаемся и Китай. Одно дело иметь хорошие заводы для строительства (как наш Севмаш для подводных лодок), но ведь нужно лодки ещё спроектировать. К счастью, специалистов по проектированию лодок мы в стране сохранили в годы лихолетья, а по многим другим направлениям потеряли. Поэтому катастрофически мало русских проектов, будь то автомобилестроение или даже бытовая техника.
А ведь очень важно для нашей страны, чтобы мы могли сами проектировать и подводную лодку, и самолёт, и автомобиль, и стиральную машину. Это очень непросто. Но надо. К заявлениям типа «за два года догоним и перегоним», которые сегодня часто звучат, я отношусь скептически. Чтобы создать школу проектирования даже небольшого изделия — турбогенератора или легкового автомобиля, нужны люди, которые это могут. А у нас сейчас практически некому проектировать.
— Думаете, экономический кризис, спровоцированный, в том числе, западными санкциями, подстегнёт правительство развивать отечественное производство и по упомянутым вами, и по другим направлениям?
— Подстегнёт. Но не за два года — это объективная оценка ситуации. Я как технарь знаю: за два года не подготовить конструкторов, которые должны создать новые образцы техники. Ещё и завод надо спроектировать, который по сегодняшним технологиям сможет эту технику выпускать. Но импульс для развития дан, и постепенно, думаю, ситуация будет налаживаться.
Вот, к примеру, новый президент ОСК Алексей Рахманов создал директораты конкретно по рыбопромысловым траулерам. До этого очень много говорили: ох траулеры, ах траулеры! А покупали их за границей и при этом старьё разное. Но ведь это просто вредительство, и я всегда об этом говорил. А новые не строили, хотя можем, и вполне приличные. Даже на «Звёздочке», хотя это не наша специализация. Такие моменты говорят о том, что при правильной политике мы ни от кого не будем зависеть.
— Но ведь и сельское хозяйство у нас в упадке…
— Сельское хозяйство тоже придётся поднимать. Возьмём, к примеру, подорожавшую капусту. Казалось бы, как с нею-то санкции связаны? Капуста хорошо растёт везде, в том числе у нас на Севере. А если разобраться, выясняется: подорожали удобрения, которые у нас не производят, ядохимикаты, хорошие семена мы тоже покупаем за границей. Но это неправильно. Хотя дело всё-таки сдвигается с мёртвой точки — в каких-то регионах сельское хозяйство возрождается, и весьма эффективно, появляются агропромышленные комплексы.
— Способны мы конкурировать с иностранными производителями?
— Конкуренция имеет большое значение. Я сам с этим столкнулся, будучи директором «Звёздочки», когда, чтобы предприятие выжило, искал новые виды деятельности. Мы тогда освоили огранку алмазов, которые должны были быть более дешёвыми, чем в Индии или Китае. Иначе бы их просто никто не покупал. А чтобы делать дешевле, нужны технология, специалисты, которых на тот момент не было. Дело было совершенно новое для «Звёздочки», но мы сумели добиться успехов, да так, что продукция попала в список «Лучшие товары России». Почему? А потому что наши студенты, и в целом русские люди, очень активны и способны.
Вот кто-то говорит: «Какая плохая молодёжь!». Неправда. 20% просто замечательные, учатся с интересом, всё знают, всё умеют, и я уверен, что наши выпускники выполнят наказ вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина, изложенный в его приветствии Севмашвтузу: выпускники института займут достойное место в решение стратегических задач освоения Северного морского пути и арктических морских месторождений.
— Но тенденция, когда выпускники школ покидают Северодвинск, предпочитая учиться в столичных вузах, либо, окончив местные вузы, всё равно уезжают, сохраняется?
— К сожалению, так было, есть и будет. Если человек хочет быть музыкантом, ему нужна консерватория. У нас её нет. Или, скажем, сегодня микробиология пользуется большой популярностью — такого направления у нас тоже нет. Поэтому, естественно, часть выпускников школ уезжают из города. Но на специальности, которые мы предлагаем, спрос всегда есть, кадрами предприятия мы стараемся обеспечивать, и динамика у нас хорошая.
— А как привлекаете абитуриентов; на какие социальные гарантии они могут рассчитывать, став студентами?
— Очень много для этого делают наши предприятия Севмаш, «Звёздочка» и «Арктика». Это уникальная система обучения «завод-втуз», включающая гарантированное трудоустройство и вторую стипендию от предприятия. Подход, конечно, дифференцированный, упор делается на наиболее востребованные на предприятиях специальности. Работа идёт, эффект есть, многое получается. Но, конечно, не всё, что хотелось бы. Потому что поднять одним махом качество образования — такое, я вам скажу, невозможно. Для этого необходимы десятилетия, будь то Америка, Китай или Россия.
— Какой сегодня средний размер стипендии в Севмашвтузе?
— Кто хочет учиться, тот и 12 тысяч получает, а кто не хочет, тот сидит на минимуме — это тысячи две. Максимальная стипендия у тех, кто учится на «отлично», но кроме того учитываются и разные творческие показатели. К примеру, поощряются студенты — победители различных олимпиад или те, кто пишет интересные научные работы.
— Что пожелаете Севмашвтузу в год его 50-летия?
— Дальнейшего развития. И побольше таких людей, выпускников, которые за 50 лет выращены в этих стенах. Одна кафедра судовой электроэнергетики и электротехники чего стоит. Многие известные люди проходили здесь обучение — член коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимир Поспелов, первый вице-президент ОСК Леонид Стругов, бывший и нынешний генеральные директора СПО «Арктика» Александр Телепнев и Пётр Потего, министр ТЭК и ЖКХ правительства Архангельской области Игорь Годзиш. Экс-губернатор Архангельской области Николай Киселёв. Желаю добра, здоровья, оптимизма и больших творческих достижений ветеранам, преподавателям, студентам и аспирантам Севмашвтуза.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей