Он строил заводы и города

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/03/867_d10781.jpg

История двух северо-двинских предприятий — «Северный Рейд» и «Полярная звезда» — переплетена настолько тесно, что представить одно без другого уже невозможно. Все мы знаем, что современный «Северный Рейд» (дата образования — 5 марта 2004 года) располагается на площадях «Полярной звезды», строительство которой было начато 35 лет назад. А руководил этим непростым процессом Рудольф Васильевич КУЗНЕЦОВ.

Знания, опыт, деловая хватка и другие черты архичеловека Рудольфа Кузнецова

Капитальный человек
Директором строительства он был назначен в 1980 году. А с 1983-го, когда предприятие начало производственную деятельность, и до выхода на заслуженный отдых был замом по капстроительству. Рудольфа Кузнецова без преувеличения можно назвать архичеловеком. И не только потому, что эта приставка его любимая. Всех качеств у него в избытке. Он умён, весел, остроумен. Рудольф Васильевич — великолепный рассказчик. В нём до сих пор угадываются черты профессионального руководителя: глубокие знания, опыт и деловая хватка. А самое главное, «Полярная звезда» и микрорайон «К» прежде всего именно ему обязаны своим появлением.
Архангелогородец Кузнецов после окончания АЛТИ получил назначение в северодвинский стройтрест, но ушёл служить в армию. Отслужив год, вернулся. Жена к тому времени уже устроилась на «Звёздочку», и Рудольфа Васильевича тоже взяли в отдел капитального строительства.
А потом его отправили в командировку на строящийся завод «Нерпа» (Мурманская область). Девять лет отработал он в Снежногорске, строил самый северный эллинг страны, сам город, дороги. Признаётся, было очень тяжело.

Фото из архива «Северного Рейда»

Фото из архива «Северного Рейда»

Дан приказ ему на север
— На строительстве работали ребята-срочники, а какие из них специалисты? Ну и качество было соответствующее, — вспоминает Рудольф Васильевич. — Да и климат мне был не по нраву. Полгода темнота, сопки, мох и корявые берёзки… И в один из визитов в Москву узнал, что начинается строительство приборостроительного завода в Северодвинске.
Так Кузнецов получил назначение на «Полярную звезду». Место строительства предложили местные власти. И, конечно, здесь не было ни дорог, ни тем более коммуникаций.
На просьбу рассказать, как начиналось строительство, Рудольф Васильевич хитро улыбается: «Всё очень просто!»
Хотя, конечно, всё было не так легко. Когда Кузнецов приехал в Северодвинск, у него на руках был только приказ. Ни людей, ни офиса, ни инструментов. Организовать процесс помог Григорий Лазаревич Просянкин. Будущего директора строительства устроили временно в ОКС СМП, а отдел кадров Кузнецов организовал на лавочке у вахты Севмаш-предприятия. И началось строительство.

Стыковка — дело ювелирное
Было намыто два метра песка на месте завода и квартала «К». По технологии намыв должен постоять год, чтобы окончательно ушла вода, но Кузнецов торопился. Предложил вырыть двухметровую траншею, чтобы ускорить водоотвод.
Первым появилось здание административно-бытового корпуса, затем энергетический комплекс и механические цехи. Строительство шло по направлению к пр. Труда. А потому здание заводоуправления строилось последним. Проект завода делал киевский институт. Именно они предложили построить все цеха под одной крышей. По признанию Рудольфа Васильевича, проект интересный, но в исполнении очень сложный. Стыковка зданий и коммуникаций — дело ювелирное, к тому же стены уже построенных корпусов промерзали.
Первый пусковой комплекс был сдан в 1983-м, и цеха приступили к работе. Полностью строительство завершилось в 1989—1990 годах. Параллельно шло строительство профессионального училища № 19, в феврале 1983-го оно уже открыло свои двери для учащихся. Но главной задачей для себя директор определил жилье.
— Я решил, что строительство домов для работников должно опережать возведение цехов. Жилищный вопрос для людей самый важный. К нам стали приходить на работу с «ЭРЫ», СМП, потому что мы давали квартиры. Поскольку на месте будущего квартала песок только намывали, обратился я к Виктору Антоновичу Петрушину, который руководил капстроительством на Севмаше. Первые дома мы построили в квартале «И», затем были кирпичные девятиэтажки рядом с теперешним «Грандом».

И наконец построили
Ну а последними строительными объектами Кузнецова стали дом на перекрестке пр. Труда и ул. Юбилейной и ФОК «Планета». Достраивал, как признаётся Рудольф Васильевич, на честном слове. Денег не было, и пришлось продать здание бывшего административно-бытового корпуса.
— По генплану в санитарно-защитной зоне предприятия никаких построек предусмотрено не было. Директору подарили набор арок. Договорились с производителем, приобрели ещё комплект, скомпоновали. Проектную документацию подготовил 21-й отдел (мест-ное представительство специализированного проектного института). А СЭС согласовывать отказывалась. Пришлось немного изменить название, но ФОК был построен. Мы планировали рядом ещё и бассейн построить, но началась перестройка. Считаю, что мы все обязательства выполнили, у «Полярки» не осталось ни одного недостроя!
На вопрос, почему стал строителем, Рудольф Васильевич ответил:
— Интересно было! Ведь приходишь на пустое место, а после тебя остаются дома, дороги, заводы…
Елена СЕРИКОВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей