Лекарство от хамства

Ольгу Шаймарданову побудил написать в газету неприятный эпизод, случившийся с нею в конце января в одном из больших супермаркетов. Женщину давно интересовала продукция торговой марки «ЭКО», о которой много наслышана, а теперь увидела на прилавке. Первая мысль — купить. Но сначала решила сфотографировать, чтобы показать подругам, рассказать, где продаётся, почерпнуть об этом товаре информацию в интернете. Однако её планы разрушила работница магазина.

Фотосъёмка в магазине привела к конфликту между покупателем и продавцом

Хотелось ознакомиться с товаром
Она, как пишет Ольга, подбежала, стала толкать, оттеснять от витрины, грубо отчитывать за намерение запечатлеть товар на камеру, мол, это частная собственность, фотографировать ничего нельзя. У Ольги сразу же отпало желание не только что-либо купить, но и вообще посещать этот магазин. Её вывод: «Было б куда лучше, если бы продавцы, видя интерес человека к товару, вот так же быстренько подлетали и помогали в выборе, рассказывали о потребительских свойствах»… А по поводу учинённого ей запрета она процитировала пункт 4 статьи 29 Конституции РФ, где чёрным по белому написано: «Каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом…»

«Понравится — приходите»
Когда читала письмо Ольги, перед глазами проплывали сюжеты из моей совсем недавней покупательской практики. Вот стоим с родственницей в магазине «Штальман»: она примеряет платье, я её фотографирую. Продавец одобрительно улыбается: «Правильно, пусть оценит муж. Понравится — приходите». Дружелюбное отношение к фотосъёмке проявляется и в других ТС, более того, постоянным покупателям, чьи данные занесены в базу компьютера, под залог разрешают делать примерку дома, тем самым предоставляя возможность «привыкнуть» к обнове в оправе любимого зеркала, в окружении родных, кто сможет оценить дорогостоящее приобретение непредвзято. Но это, к сожалению, относится лишь к одежде.

«Только через собственника»
В продовольственных магазинах посетителя с нацеленным фотообъективом непременно остановят. Почему? Возможно, потому что еда может грешить многими изъянами: вот-вот истечёт или уже истёк срок годности, дата перебита, сомнителен внешний вид, нарушены условия хранения или товарное соседство, не так оформлен ценник, порвана упаковка, да мало ли что ещё. И сделанный снимок может стать вещественным доказательством нарушения правил торговли. Казалось бы, стоит ли бояться компроматов, если на витрине полный порядок? Тем не менее запреты на фотосъёмку стали уже тенденцией, которую нередко испытывали на себе и наши фотокоры. Кто же прав? Ведущий специалист-эксперт Северодвинского территориального отдела Роспотребнадзора Любовь ЮДИНА говорит, что вопрос фотосъёмки на территории магазина не регулируется законом «О защите прав потребителей», и решение его вне компетенции органа надзора. Но конфликта, считает она, можно избежать, если обе стороны придут к взаимному согласию. Для этого посетителю магазина следовало обратиться с письменным заявлением к собственнику торговой точки, объяснив цель фотосъёмки. Что ж, это вариант. Но, наверное, не слишком удобный для покупателя. И не очень корректный по отношению к людям, которые приносят собственнику выручку: когда мы приобретаем и оставляем деньги в кассе, от нас заявления не требуют, но стоит сфокусировать внимание на каком-то товаре, даже не связанное с критикой, — уже перед тобой условие.

Ограничение незаконно
Правомерно ли оно? Прокомментировать ситуацию мы попросили директора ООО «Защитник» Дмитрия БАРАБАША:
— Действия сотрудников магазина по ограничению возможности потребителя производить фото- и видеосъёмку товаров и их ценников в магазине, осуществляющем продажу продовольственных товаров в розницу, были незаконными, поскольку запрета делать такого рода съёмку в предприятиях торговли действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Наше действующее гражданское законодательство является разрешительным (юридический термин — «диспозитивное право»). Правовые изменения, введённые после перестройки, провозглашали принцип: «Разрешено всё, что не запрещено». Этот принцип действует и сегодня как гарант свободы, равноправия всех участников демократического общества.
Ограничения на свободное осуществление гражданских прав, которые могут быть установлены отдельным законом, всегда направлены на защиту прав юридически слабой стороны в правоотношении от злоупотреблений сильной стороны.
Примерами к описанной ситуации может служить принятый в 2006 году закон «О персональных данных», защищающий личные данные гражданина от их использования другими лицами без согласия субъекта, или часть 4 ГК РФ, посвящённая защите интеллектуальной собственности, которая также подлежит защите в виде запрета на использование результатов интеллектуального труда без согласия правообладателя. Но товар, выставленный в магазине, осуществляющем розничную торговлю, не является продуктом интеллектуального труда, не относится к личным данным гражданина, публичное выставление товара для продажи неограниченному кругу лиц не относит его к служебной информации организации (продавца).
Если фото-, видео-, аудиофиксация продаваемого товара осуществляется потребителем для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и не направлена на умышленное причинение вреда использованием полученной информации продавцу, то она не может быть ограничена. Для ограничения к фото- и видеофиксации товара собственник может только запретить товар на складе или накрыть его непроницаемым саваном, чтобы исключить возможность получения покупателями изображений товара.
Тот, кто считает, что «запрещено всё, что не разрешено», сильно ошибается сам и при высказывании своего мнения вводит в заблуждение других, что особенно опасно, если ошибающийся имеет какой-то авторитет для слушателя.
В российской судебной системе, как правоприменителе, уже наработана большая судебная практика, однозначно признающая незаконность какого-либо ограничения права потребителей на фото- или видеосъёмку в магазинах.
Как видим, ответ исчерпывающий и ясный. Так что если Ольга надумает подать судебный иск, нет сомнения — выиграет.

Книгу жалоб дайте
А вот с хамством сложнее. Если не было свидетелей, что покупателю нагрубили, доказать после дела факт недостойного поведения продавца очень сложно. Поэтому надо действовать сразу же, по свежим следам. Вызвать администратора или заведующего отделом, магазином, тем самым зафиксировать случай, узнать фамилию продавца, попросить Книгу отзывов и предложений, наличие которой предусмотрено п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
В магазинах самообслуживания место Книги в узле расчёта. Претензия пишется с указанием своих имени, фамилии, адреса. Каждый руководитель предприятия торговли периодически читает этот документ обратной связи с покупателями, и виновному работнику прилавка прописывается очень несладкая «пилюля» в виде наказания, в том числе рублём. Жалоба рассматривается в течение двух дней. Ответ заявителю о принятых мерах даётся на обратной стороне листа, а если указан адрес, то могут прислать и по почте в течение 5—15 дней.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Архив записей