MENU
«Веснушки» с хормейстером Ольгой Воронцовой.
Фото Валентина Капустина «Веснушки» с хормейстером Ольгой Воронцовой. Фото Валентина Капустина

09.02.2015 • Культура

Школьный хор чудесный

Признайтесь, вы когда-нибудь слышали песни «Эх, дороги» и «Выйду ночью в поле с конём» в хоровом исполнении? Если да, то наверняка впечатления остались на всю жизнь. И получить схожие с ними смогут слушатели регионального этапа хоровой ассамблеи «Музыка Победы» в Архангельске. А для северодвинской школы № 30 — её участника — это событие вдвойне волнительное. Хотя бы потому, что объединяющие фестивали хоров в области начали проводить совсем недавно. Их не было практически 20 лет! «Но уж когда выезжаем на всероссийские фестивали, много раз переспросят с недоверием: «Вы из школы?» — признаётся учитель музыки Ольга Воронцова

Почему сегодня движение, такое популярное раньше, не имеет былого размаха?

Время хоров прошло?
Сейчас школьный хор воспринимается как рудимент и атавизм, а раньше они были повсеместно, объединяя голоса разной силы и тембра. Но в перестроечные 90-е многие коллективы исчезли. Неужели время хоров прошло? Ничуть!
Благодаря энтузиастам в нашем городе удалось сохранить хоровое движение. Например, в школах № 13, 12, 27, в Ягринской гимназии и морской кадетской. Современным ребятам, как оказалось, ещё как нравится исполнять без аккомпанемента проникновенные композиции!
Но больше всего повезло, пожалуй, 30-й: созданием, вернее возрождением хора здесь занималась хормейстер Ольга Воронцова, а директор (тогда ещё 32-й школы) Марина Иванова в 1992 году с радостью поддержала начинание. Сегодня на базе классов создано пять ансамблей и три концертных хора — «Веснушки» (вторые и третьи классы), «Родничок» (четвёртые и пятые) и «Гармония» (шестые—восьмые). В каждом хоре более 50 человек. А легко ли управлять такой группой? У Ольги Воронцовой это получается блестяще.
— Заряжаюсь их энергетикой, — признаётся хормейстер. — Но вначале ребят нужно настроить на то, чтобы они пели в едином темпе и динамике.
Голос! Голос!
Работу с будущими певцами начинают ещё до школы. Присматриваются к шестилеткам, беседуют с родителями. На занятиях ребята изучают хоровое сольфеджио, а с пятого класса — и музыкальную литературу. Даже подметили: дети, которые поют в коллективе, успешнее в русском и ино-странных языках, они организованнее и точнее выражают свои эмоции. Кстати, поначалу воспитанники Ольги Воронцовой с недоверием восприняли телевизионную «Битву хоров». Кто-то из жюри обронил фразу, мол, зачем тут многоголосие, главное — шоу! Ребята-то знают: в настоящем хоре каждый человек на вес золота. Не будет его — и гармония голосов нарушится.
— Некоторые думают, что хор нивелирует индивидуальность. Это не так, — уверена школьный хормейстер.
И веришь мастеру. Особенно посмотрев видео, на котором ребята артистично исполняют песню про комара. Это настоящий спектакль. Запись домашнего выступления недавно отправили на интернет-конкурс «Мы за мир». Впрочем, пару лет назад, как только появилось российское хоровое общество, стали выезжать на мероприятия. В 2013—2014 годах, например, хоры 30-й школы участвовали в девяти конкурсах от городского до международного уровня, в которых заняли 21 призовое место.
Как же всего этого не хватает другим современным школьникам!

Финансы поют романсы
Я и сама, признаться, немного завидую: у меня такого опыта уже не было. Но в чём причина неразвитости хорового пения в наши дни? Повинны в этом отсутствие кадров, финансовая и организационная составляющие, считает руководитель городского профессионального объединения учителей музыки Северодвинска Ирина Карпова:
— Федеральные стандарты нового поколения обратили внимание, что каждый ребёнок в начальной школе может заниматься после уроков в кружках. И это замечательно. Но стандарты внедрены уже четыре года, а финансирования внеклассной деятельности нет.
Добавим к этому невысокий престиж музыкального образования в сегодняшней России. В некоторых школах Северодвинска (кстати, как и в садах) банально нет учителей музыки! В других работают совместители. А ведь хоровое искусство держится в первую очередь на личности хормейстера.
— Ситуация такова, что через пять лет в городе останется только три учителя музыки непенсионного возраста, — сетует Ирина Карпова.
Вот и получается: вырастить хор — процесс непростой и трудоёмкий. И «болеть» этим недостаточно, движение нужно поддерживать. Только тогда школьники будут исполнять берущую за душу композицию. Только тогда у них будет то лучшее, что помнят наши родители и к чему ведут наши русские корни.

Comments are closed.

« »