Совесть или жадность?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/02/352_d1078.jpg

Городской совет ветеранов войны и труда обратился в редакцию нашей газеты с просьбой провести журналистское расследование, чтобы узнать, в чём причина такого резкого повышения цен? И почему по этому поводу нет информации от Роспотребнадзора, органов прокуратуры и других контролирующих организаций?

Ветераны Северодвинска требуют от властей адекватной реакции на ценовой беспредел

Глас народа
«Всем известно, — пишут нам ветераны, — что президентом РФ В.В. Путиным было дано прямое указание: органам прокуратуры, губернаторам областей вопрос роста ценообразования на необходимые основные продукты питания взять под особый контроль».
Недовольство ситуацией с ценами понятно любому горожанину: практически каждый визит в магазин заставляет кошелёк значительно похудеть. Но сразу отметим: власть не может приказать торговле, какой должна быть цена на тот или иной продукт. Есть ограничение только в наценке на детское питание — 10%.
Остальное отпущено в свободное плавание. За одним исключением: правительство России может установить на срок 90 суток предельную наценку в размере не более 30%. Но это крайняя мера.
В остальном, как сказал на пресс-конференции 13 января губернатор Игорь Орлов:
— У нас нет задачи формировать и управлять ценами. Мы должны обеспечить их адекватность… У нас нет права устанавливать цену, это прямое вмешательство в экономику предприятия, но выяснить, почему цена выросла, насколько адекватно поступил продавец, — прямая задача государства.

Действия власти
Помимо недавнего ажиотажа с сахаром правительство области озабочено ростом цен на лук (+4%), морковь (+12%), капусту (+17%), подсолнечное масло и пшено (+2,9%), куриное яйцо (+2,3%). Губернатор сказал: мол, хватит просто мониторить ситуацию (что, надо полагать, и рождает возмущение ветеранов), надо детально разбираться по каждому случаю труднообъяснимого роста цен. А для этого активнее взаимодействовать с антимонопольной службой и прочими организациями.
Кстати, в УФАС для проведения проверок передана информация об организациях, поставляющих в наши магазины вышеуказанные продукты.
Также Игорь Орлов призвал прекращать отношения с недобросовестными оптовиками:
— Надо смотреть правде в глаза — риски нам формируют местные перекупщики. Значит, надо отказываться от их услуг и расширять круг потенциальных поставщиков. Вполне справедливым выглядит и посыл власти на закупки продовольствия у местных товаропроизводителей.
Сегодня их доля в общем товарообороте очень маленькая. Что не может не вызывать недоумения. Например, в этом году область может есть не привозной, а свой картофель, но в некоторых муниципалитетах почему-то его доля составляет всего три (!) процента.
— Необходимо выяснить, каким образом формируется цена на продовольственные товары в каждом муниципальном образовании, — дал поручение региональному министерству АПК и торговли Игорь Орлов. — Также должен быть проведён детальный анализ закупок продовольствия для бюджетной сферы, особенно у местных товаропроизводителей.

Прокурорский десант
В свою очередь первыми результатами в борьбе за адекватные цены поделилась и прокуратура. Как следует из официального пресс-релиза ока государева, в федеральных и региональных торговых сетях, представленных в области, на оптовых складах и в магазинах «шаговой доступности» проведены первые проверки.
При этом выявлены факты продажи сыра неизвестного происхождения (в Архангельске и Коношском районе), факты изменения страны-производителя (в Архангельске), необоснованного повышения цен (в Мирном), значительного увеличения надбавки на ряд продукции (в Онежском районе), а также продукции, ограниченной для ввоза на территорию Российской Федерации (в Вельском районе).
По всем этим случаям решается вопрос о наказании торговцев рублём. Кроме этого, в целях избежания сговора между бизнесменами прокурорами объявлено 75 предостережений руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям.

Мнение торговли
Представители северо-двинских торговых сетей согласились поделиться с корреспондентом «Северного рабочего» информацией о ценах на условиях анонимности. И вот какая картина получилась.
Рост цен обусловлен, по их словам, оптовиками-поставщиками. Они отпускают товар с уже увеличенными ценами, и рознице ничего не остаётся, как переписывать ценники. Более того, как сообщили бизнесмены, в конце декабря — начале января невозможно было выстроить схему поставок, поскольку оптовики, во-первых, не сообщали отпускную цену до последнего момента, а во-вторых, «придерживали товар». Если последнее правда, то мы можем предположить, что под соусом колебания курса иностранных валют посредники осуществили нехитрую, но весьма действенную комбинацию по получению прибыли из воздуха.
А дальше, на наш взгляд, вступает в действие такая категория бытия, как совесть: кто-то в рознице накручивает сверху максимум, кто-то ограничивается только состоящей из собственных затрат наценкой. В результате в одном магазине сахар, к примеру, стоит 60 рублей, в другом все 80. Аналогично и с другими товарами, в том числе и так называемой социальной группы.
Сейчас, по словам предпринимателей, ситуация несколько стабилизировалась, есть ясность с закупочными ценами на ближайшую перспективу, но на снижение рассчитывать не стоит. А вот проведение разного рода акций, когда в течение нескольких дней стоимость того же зелёного горошка или макарон будет снижена, никто свёртывать не собирается. Вот только грызёт червячок сомнения: это действительно торговля без прибыли или скидка компенсируется при продаже других продуктов?

У каждого своя маржа?
Получается, что оптовики-посредники сидят на складах, как Кощей над златом; розница, принимая на себя весь гнев покупателей, старается всё же не злить людей понапрасну; органы и инстанции бдят, власть направляет и координирует. Но в результате всё равно имеем ползучий рост цен. Почему?
Причина, на наш взгляд, может крыться в самом механизме проведения проверок и скорости реакции на выявленные «косяки». Поясним: если ревизоры, выходя в рейд, берут за исходный временной интервал одну-две недели и удовлетворяются только сличением стоимости товара на прилавке с отпускной ценой, то это путь в никуда. Ибо на выходе получим: «Рост есть, но не критический».
Аналогично и с прохождением информации. Если отчёты о проверках уходят по ведомственным вертикалям наверх и обратно спускаются в виде указаний-рекомендаций тем же путём, а только потом рассылаются по смежникам, то всё это переливание из пустого в порожнее.
Тактика и стратегия проверок должны быть не только максимально оперативными и «зубастыми», но и выходить за рамки муниципалитетов, районов и области в целом. Ничего сложного тут нет. Берём, к примеру, курицу и идём от цены к цене: розница — оптовики — производитель. И на каждом этапе смотрим не только величину наценки, но и выясняем её причину. Пусть все звенья цепочки документально подтвердят, что в цену вошли реальные издержки — увеличились коммунальные платежи, выросли налоги, дороже стали запчасти для транспорта и так далее. Вот тогда и станет ясно, сколько здесь объективных причин для роста цены и сколько процентов занимает обыкновенная алчность. А заодно можно будет увидеть, действительно ли нужны, к примеру, три посредника (каждый со своей маржой) или вполне хватит одного.
Не подумайте, пожалуйста, что мы тут такие умные. Просто надоело слушать умные речи. И кстати, на минувшей неделе на АЗС некоторых операторов снижена стоимость бензина. Это одна из главных составляющих цены. Логичным было бы ожидать и некоторого отката в стоимости продуктов. Но за истекшую седмицу ничего подобного не замечено.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Архив записей