Есть у нас авангардисты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/01/217_d1078.jpg

«Есть ли у нас художники-авангардисты?» — такой неожиданный вопрос задала наша читательница Лариса Игумнова. Посмотрев телепрограмму о Георгии Костаки (1913—1990), крупнейшем коллекционере русского авангарда, Лариса заинтересовалась, есть ли в нашем городе художники этого направления, организуются ли выставки, где можно ознакомиться с их творчеством и пообщаться с ними.

Беседы и размышления вокруг выставки художника Александра Сверчкова

Вопрос, конечно, интересный
Такое вот совпадение: вопрос поступил в день открытия в детской художественной школе №2 выставки архангельского художника Александра Сверчкова (которого, на мой непрофессиональный взгляд, можно отнести к авангардистам).
Выставка будет работать до 21 февраля и называется «Дневник одного художника». Но представлены произведения не только самого Александра (живопись, графика, арт-объекты в виде необычных музыкальных инструментов), но и его супруги Марины (фотографии).
После вернисажа я попросила ответить Ларисе искусствоведа Елену Постникову, преподавателя истории искусств ДХШ № 2.

Чтоб мы задумались
Елена Владимировна согласилась, что выставка Александра Сверчкова — авангардистская:
— Это не реалистичное искусство, а искусство «переработанных» образов. У Сверчкова очень интересная живопись, причём имеющая сразу несколько истоков (к примеру, такие разные, как иконопись и кубизм). Его картины напоминают мне работы Кузьмы Петрова-Водкина: деформированные или вытянутые тела, лаконичная цветовая гамма. А его арт-объекты — уж точно настоящий авангард. Этому движению (создание арт-объектов) уже около ста лет. Тогда же, в начале ХХ века, родился авангард. Впервые он появился в Германии, где было такое направление — Баухауз (в переводе «школа строительства»); среди замечательных его преподавателей был и русский художник Василий Кандинский. Именно он написал книгу «Точка и линия на плоскости» (тем, кто интересуется авангардом, советую её почитать). «Чем прекрасен авангард? — писал Василий Васильевич. — Это музыка без слов».
Авангард многолик, он может выглядеть совершенно по-разному. Только в России в начале ХХ века было более 200 авангардистских течений и группировок, и все имели свою концепцию. Не говоря о том, что и творчество каждого художника индивидуально, и у большинства из них разные этапы жизни могут быть посвящены разным направлениям.
— Моя подруга, пропагандистка всего классического в противовес авангардному, в январе посетила Музей имени А.С. Пушкина в Москве. Там была выставка картин известного авангардиста Пауля Клее (1879—1940). И что вы думаете — ей понравилось! Она внимательно читала аннотации, старалась вдуматься в смысл работ. И потом сказала: «Я поняла — художник изображает не то, что видит, а то, что чувствует». Сам Клее считал, что искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое»
— Именно так. Художник-авангардист стремится к тому, чтобы зритель не просто увидел на картине такой же лес, как в лесу, а задумался о том, что имел в виду автор произведения. Ты читаешь подпись, которой он снабдил картину, находишь множество ассоциаций. Именно этого и хотели представители авангарда: чтобы мы не просто смотрели, а чтобы думали.
— Кто же у нас художники-авангардисты?
— Пожалуй, из живущих сейчас в Северодвинске — Валерий Саков и Алёна Севастьянова. В Архангельске тоже есть художники, которых можно считать авангардистами: кроме Александра Сверчкова это Борис Копылов, Сергей Шадрунов, Дмитрий Трубин, Максим Хил, Виктор Воробьёв.

Учениц ДМШ №36, выступавших на открытии выставки, заинтересовали арт- объекты в виде музыкальных инструментов. Фото Галины Чарупы

Учениц ДМШ №36, выступавших на открытии выставки, заинтересовали арт- объекты в виде музыкальных инструментов.
Фото Галины Чарупы

Не всем понятно
Авангард — искусство, сложное для восприятия. Идеи и произведения художников-авангардистов понятны (как сто лет назад, так и сейчас) далеко не всем. Если вернуться к Георгию Костаки, то картиной, с которой в 1946-м началась его коллекция русского авангарда, была «Зелёная полоса» Ольги Розановой (написана в 1917 году). На взгляд непосвящённого, это действительно просто зелёная полоса на голубом фоне… А вот Костаки писал: «Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них — Ольги Розановой… Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами (картинами старых голландских мастеров. — Г.Ч.). И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце».
В конце 2013 года в Северо-двинском краеведческом музее экспонировалась выставка «Авангард. ХХ век», где можно было увидеть подлинные работы мировых лидеров этого направления в искусстве: Рене Магритта, Хуана Миро, Василия Кандинского, Марка Шагала, Сальвадора Дали и др. Сотрудники музея на экскурсиях рассказывали о течениях авангарда, идеях, которые стремились во-плотить художники, не знающие слова «невозможно».
Вот если б выставка проходила сейчас, мы бы пригласили туда Ларису. А пока можем посоветовать обратиться к книгам по теме и следить за информацией о будущих выставках в Архангельске и Северодвинске.
Подготовлено с использованием материалов сайта wikipedia.org

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей