«Перемен!» — требует школа-интернат

В начавшемся году северодвинская школа-интернат открывает новую страницу своей истории. В 2015-й она вступила с обновлённой командой управленцев под руководством бывшего начальника отдела управления образования Николая Перепёлкина (с августа он исполнял здесь обязанности руководителя). Новая команда подбиралась не через блок случайных чисел: школе предстоят глобальные перемены. Но какой она станет уже совсем скоро и что ждёт её воспитанников?

И новое руководство уже делает первые шаги в этом направлении

Интернат превращается…
— Главное уже случилось: воспитанники интерната начали учиться в обычных школах.
— Да, таких пока 18 из 121, но со следующего года перейти в общеобразовательные школы должны все, — рассказывает Николай Перепёлкин. — Есть опасения, что они не сразу привыкнут к новым условиям. Но по окончании школы им в любом случае нужно адаптироваться в обществе.
— Получается, с 1 сентября учреждение перейдёт в статус детского дома. А дополнительные направления работы при этом добавятся?
— Разумеется. С этого же времени одним из основных направлений нашей работы станет постинтернатное сопровождение выпускников. В жилом корпусе сделаем отдельный вход для таких групп. Будем помогать им в социализации на первых порах после поступления: оформление документов, услуги психолога. У некоторых училищ нет своих общежитий, поэтому ребята временно смогут жить здесь.
— А если загадывать на дальнюю перспективу?
— Планируем начать работу по профилактике отказов от детей совместно с отделом опеки. Думаю, в дальнейшем возьмём и подготовку родителей для замещающих семей (наши площади это позволяют), а также восстановление в родительских правах.

Идеи для галереи
Новому духу должна соответствовать и «обложка». Своё инспектирование начинаю со школьной столовой. Удивляюсь, узнав стоимость обеда: за 48 рублей мне предлагают рыбный суп, второе из курицы с макаронами, хлеб и компот.
— Пятиразовый рацион обходится в 179 рублей, — рассказывает директор Николай Перепёлкин. — Но для воспитанников это бесплатно.
Пообедав, отправляемся в жилой корпус по длинной тёплой, как её называют, галерее. Впрочем, назвать её тёплой можно с большой натяжкой: в коридоре заметно сквозит.
— Эта проблема возникла не сейчас: везде надо менять стояки с горячей водой, а конкретно в галерее устанавливать современные стеклопакеты, — рассказывает заместитель директора по административно-хозяйственной работе Лев Малейков.
Вообще точек приложения сил в школе-интернате хоть отбавляй. Здание старое, в замене нуждаются почти все коммуникации, не говоря о фасаде. Начать решили с медицинского изолятора, где лечат ребят с инфекционными заболеваниями. Чтобы привести его в надлежащий вид (а обновили всё от пола до потолка), потребовалось более 1 200 000 рублей. На этой неделе ремонт завершают.
— Остались только двери: рабочие закончат проводку — и начнём заносить новую мебель, — рассказывает Лев Алексеевич.

Больше кислорода
Присутствие рабочих слышно и на верхнем этаже жилого корпуса. Полным ходом идёт ремонт в старшем общежитии, где живут около 60 ребят с седьмого класса. Контраст рабочему хаосу составляет уже сданная комната. На входе вижу раздевалку, душевую кабинку, кухонку с посудой, холодильником и стиральной машиной, комнату воспитателя и гостиную.
— Как в пионерском лагере — подушки треугольниками, — с улыбкой заглядываю в одну из комнат.
— Можно сравнить это и с армией, — подхватывает директор. — Кто уходит служить, легко привыкает к порядку.
В такой мини-квартире сегодня обитают 15 ребят. По новым СанПинам жильцов здесь должно стать вдвое меньше — по два-три в комнате. В планах приблизить условия проживания к семейным. Впрочем, не всё просто:
— Многое хотелось бы отремонтировать, но 2015 год станет непростым, — признаётся Николай Львович. — Если будет предложена какая-то помощь, мы не откажемся.

Подмигните нам, стрекозы
По пути заглядываем в школьную библиотеку: здесь ребята готовятся к занятиям, пишут доклады. В их распоряжении более 15 тысяч книг, журналов и газет.
— Сейчас младшая школа читает «Рассказ о неизвестном герое», — рассказывает библиотекарь Валентина Ченичева.
Вот Ваня, один из воспитанников, читает произведение вслух. Но видно, что мальчик думает о другом.
— Ему приснился сон, что в библиотеке конфеты дают, — улыбается наставник.
У входа в соседнюю комнату — панно, с него весело подмигивают стрекозы. Их крылья выполнены из блестящих кусочков лазерных дисков. Сразу ясно: кабинет творчества. Всё здесь сделано руками ребят под руководством педагога Марины Шадриной.
— Техники используем разные, но в основном работаем с бумагой, — рассказывает она. — Видите, на стене висит неровный коврик? Он мой любимый. Первоклашки сплели, а получился как настоящий!
И скоро места для творчества ребят прибавится. Нынешний учебный корпус с 1 сентября планируют отдать под кружки. В основном это будет предпрофессиональная подготовка по специальностям училищ.
— В своё время вы вели секцию кайт-сёрфинга для трудных ребят, — обращаюсь к Николаю Львовичу. — Не планируете использовать этот опыт и здесь?
— Почему нет. Моя воспитанница сейчас оканчивает третий курс университета: закончит обучение — обсудим этот вопрос.

Жить, а не существовать
Наличие возможностей ещё не означает бурного интереса к ним ребят и желания организовать что-то самим. С этой проблемой пытается бороться заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Крименецкая. В должности она всего несколько дней, но жизнь учреждения знает хорошо.
— Работаю здесь с 1996 года — была и воспитателем, и социальным педагогом. А ещё я выпускница этого интерната, — рассказывает она.
— Как с нынешней позиции выглядит жизнь в интернате?
— Нас строжили сильнее, сейчас больше воли, — признаётся Марина Викторовна. — Главный минус: нет у ребят нынче идеалов. Мы, например, раньше верили в комсомол, пионерию.
— А что им можно предложить взамен?
— Модернизированную идею комсомола. Хочу пригласить к нам совет старшеклассников города, чтобы они показали, насколько интересно живут. Плохо, что наши дети давно перестали общаться на таком уровне. Некоторые живут по принципу: день прошёл — и ладно. Им интересны компьютер, гулянки, еда, сон, красивая одежда, многие разочарованы в жизни. Поэтому нам как никому сегодня нужно, чтобы они захотели жить, а не существовать.

Маме не сказал: стыдно
— Государство достаточно неплохо обеспечивает воспитанников интернатов. Как при этом бороться с потребительским отношением и иждивенчеством?
— У ребят нет чувства ответственности, потому что не предусмотрено системы наказаний. Мы не можем их даже в угол поставить за двойки или плохое поведение. Надежда на то, что жизнь научит.
И Андрей уже начал это понимать. Недавно он вернулся из мест лишения свободы. Сейчас учится в 10-м классе, планирует выучиться на штукатура, охотно помогает плотнику.
— Что натворил? — спрашиваю у Андрея.
— По случайности всё — украл полушубок. Там ещё касса была, телефоны.
— А зачем? Неужели не хватало того, что здесь дают?
— Мне хотелось большего, и я брал.
Матери, которая лишена родительских прав, не сказал, в какой переплёт попал. Но как только вышел на волю, пришёл к ней с цветами.
— Десять месяцев не видел. Не хотел говорить: стыдно.
— Сам как считаешь: это была глупость?
— Полнейшая. Надеюсь, не буду такого больше совершать.
Хотелось бы в это верить. Ведь судьба ещё не раз испытает на прочность. А пока ребятам предстоит сделать главный шаг — вперёд в новое будущее.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей