Гласно, но этично

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/01/1942_d1077.jpg

Работа журналиста сродни прогулке по минному полю. А чаще всего «побиванию камнями» подвергаются судебные репортёры. Потому что пишут о негативном, таком, что хочется спрятать как можно глубже от посторонних глаз. О коррупционерах, мошенниках и ворюгах разных мастей. Естественно, при написании материалов такого рода существуют строгие правила. Необходимо выверять все юридические тонкости, буквально взвешивать каждое своё слово, иначе завалят исками о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Заметки с семинара в Петербурге с участием известного шведского журналиста

Впрочем, без малого десяток лет работая судебным обозревателем, я убедился, что даже это не избавляет от трудностей. За последние годы в адрес газеты и мой лично «прикатывало» немало исков от героев публикаций. Часто это были уже осуждённые граждане, возмущённые самим фактом появления публикации о них. Но я всегда считал, что народ должен знать своих «героев» в лицо. Конечно, такая публикация должна быть максимально коррект-ной, но не без иронии. Вероятно, последнего мне и не прощали. Однако во всех случаях суды решали дело в пользу газеты.

Из-за журналиста уволят и министра
Приглашение посетить семинар Института региональной прессы в Санкт-Петербурге, который касался практики освещения криминальных и гражданских дел в прессе северных стран, пришлось как нельзя кстати. В процессе обсуждения немало времени было уделено и личному ценному опыту участников семинара — редакторов газет, радио и интернет-порталов, адвокатов и преподавателей вузов из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Мурманска, Череповца, Великого Новгорода, Республики Карелия.
На протяжении двух дней с нами общался Пер Нугрен — шведский журналист с 40-летним стажем. Он работает в «Goteborgs-Posten», второй по величине утренней газете Швеции с тиражом 265 000 экземпляров в день. В течение почти 20 лет Пер был фрилансером-руководителем курсов, вёл курсы по творческому письму и искусству ин-тервьюирования для шведских журналистов, а также международные курсы «Журналистика и демократия» для журналистов из Азии, Африки и Латинской Америки.
Пер рассказал об истории и особенностях судебной журналистики Швеции. Надо сказать, свобода слова в этой стране значительно отличается от российских реалий. Что называется, небо и земля.
Как-то сложно себе представить, что любая попытка шведского чиновника любого уровня вмешаться в работу журналистов неминуемо приводит к громкому скандалу и может даже привести к его отставке. Есть конкретные примеры: министр иностранных дел Швеции Лайла Фрейвальдс, по чьей просьбе был закрыт интернет-сайт, была вынуждена покинуть свой пост.

Принцип гласности с XVIII века
Ещё в 1766 году король Швеции Густав III одобрил закон о свободе печати, который позднее стал частью конституции, принятой в 1772 году. И он действует до сих пор. Впервые в мировой истории в законодательном порядке отменили цензуру, гарантировали свободу выражения мнений и предоставили свободу доступа к источникам информации (прежде всего к официальным документам). Последний пункт называется «принципом гласности» и гарантирует возможность общественного контроля. В Швеции вся деятельность государственных и коммунальных органов власти должна соответствовать ему.
Содержание принципа состоит в том, что все документы и вся информация, включая записи на плёнках и информацию, заложенную в компьютеры, которые находятся в распоряжении властей, должны быть доступны для всех. Этот принцип дает любому лицу, в том числе иностранному, право обращаться в правительственное или коммунальное учреждение за разрешением ознакомиться с любым хранящимся в его архивах документом, независимо от того, касается этот документ его лично или нет. По закону должностные лица обязаны предоставить такую возможность и даже, если это технически осуществимо, снабдить копиями запрошенного документа. Это право чрезвычайно важно для журналистов, занимающихся поисками информации о том, что происходит за стенами бюрократических учреждений. Поиск ими фактов заметно облегчается. При этом гласность является основным правилом, секретность — исключением. Это означает, что всегда требуется поддержка закона, чтобы власть могла отказать в выдаче информации или документа.
Право доступа к информации ревностно охраняется не только самими средствами массовой информации, но и парламентским омбудсменом. По традиции парламентский омбудсмен считает одной из главных своих обязанностей следить за осуществлением и применением этого права.
Для поддержания принципа гласности появились положения многих законов, облегчающие и гарантирующие возможность контроля. Например, все органы власти обязаны вести регистр своих документов для облегчения общественного контроля. Подобный перечень часто называется журналом входящих и исходящих бумаг. В регистре должно присутствовать и то, что подпадает под правила секретности. Таким образом, может быть разрешено сохранять документ в тайне, но весьма редко скрывается сам факт существования этого документа.
Другое действующее в стране правило, которое поддерживает принцип гласности, является правом на обжалование. Если орган власти не выдаёт документ, то это решение можно обжаловать в суде. Очень часто суд признает правоту того, кто его обжалует.
Разумеется, в Швеции существуют правила секретности. Но существуют также ограничения того, что охватывается принципом гласности. Например, документы личного характера, такие, как чисто личные письма, не подлежат огласке. Важное исключение касается документов, над которыми идёт текущая работа. В ней не должно быть помех, например, из-за того, что служащего заставляют выдавать посетителям незаконченные документы. Понятно, что было бы странно и неправомерно, если б судью, который сидит и пишет решение, обязали разрешить общественности смотреть, как он это делает, заглядывая ему через плечо. То же самое относится и к деятельности чиновников, которые работают над тем или иным документом.

Контраст свободы слова
Разительный контраст шведской и российской свободы слова вызвал эмоциональные отклики участников семинара, многие из которые сетовали на то, что очень трудно работать с судьями, работниками прокуратуры, полиции. Нет контакта, трудно добыть у них даже самую простую информацию. Причём как в столичных городах, так и в глухой провинции. Не везде, конечно, ситуация складывается таким образом. Мне, например, на степень открытости Северодвинского суда, городской прокуратуры, следственного отдела, службы судебных приставов жаловаться грех. И председатель суда, и прокурор всегда доступны, отвечают на самые любые, даже скользкие и неприятные вопросы, того же требуют и от подчинённых в общении с прессой. Правда, иногда бывает и так, что информацию дают в первую очередь по пустяковым делам, а важные, общественно значимые, как-то ненавязчиво остаются за кадром.
Львиную долю семинара Пер посвятил этическому кодексу шведских журналистов. Имея значительные права, они должны соблюдать и правила в соответствии с Кодексом журналистской этики, который впервые был принят в 1923 году. После ряда поправок в 1994 году кодекс в современном виде был утвержден и принят к исполнению журналистами, издателями и вещательными компаниями.
Цель кодекса — обеспечить соблюдение высоких этических норм вообще и особенно защиту личности от вторжения в её частную жизнь, от клеветы и прочих публикаций, наносящих ей ущерб. Особый раздел посвящён борьбе с редакционной рекламой и другими неправомерными приёмами, рассчитанными на введение в заблуждение читателя. За нарушениями такого рода следит специальный комитет.

Этический кодекс шведских СМИ
Как рассказал Пер, этический кодекс шведских СМИ заключается в следующих положениях:
1) Предоставлять точные новости.
2) Давать необходимые опровержения.
3) Уважать право на част-ную жизнь: а) необходимо тщательно обдумывать любое разглашение информации, которое может нарушить частную жизнь людей, воздерживаться от такой гласности, за исключением случаев, когда общественный интерес требует подробного рассмотрения данного вопроса; б) с большой осторожностью публиковать сообщения о самоубийствах и попытках суицида, особенно с учётом чувств родственников; в) всегда проявлять максимум уважения к жертвам преступлений или происшествий, тщательно продумывать, стоит ли публиковать имена и фотографии, относящиеся к жертвам и их родственникам; г) не делать акцент на этническом происхождении, поле, национальности, профессии, политических пристрастиях, религиозных предпочтениях и сексуальных наклонностях человека, о котором идёт речь, если только эти частности не важны в контексте данного дела.
4) Быть внимательным в использовании иллюстраций.
5) Прислушиваться ко всем сторонам: а) дать людям, в адрес которых высказывается критика, в фактическом материале возможность тут же ответить на данную критику, помнить, что причина написания разнообразных жалоб в различные инстанции, возможно, состоит в том, чтобы причинить вред какой-либо персоне; б) помнить, что в глазах закона подозреваемый в преступлении по умолчанию считается невиновным до того момента, как его вина будет доказана. Если о судебном деле когда-либо писали, нужно обязательно опубликовать финальное судебное решение по нему.
6) Публиковать имена с осторожностью: а) хорошо подумать о негативных последствиях, которые могут возникнуть у людей, если их имена будут опубликованы, воздерживаться от публикации имён, если это может принести вред, за исключением случаев, когда это представляет явный общественный интерес; б) в случае, если имя человека не опубликовано, также воздержаться от публикации фотографий или подробностей о работе, должности, возрасте, национальности, половой принадлежности и т.д., всего, что поможет идентифицировать данное лицо.

***
Семинар оказался очень полезным, в первую очередь в плане этических рекомендаций Пера Нугрена, которых, думаю, обязан придерживаться любой журналист любой страны, если это действительно профессионал в своей области. Но бывает, что российские журналисты игнорируют правила. Например, «выносят приговор» обвиняемому по делу, которое ещё только рассматривается судом, начинают делать выводы, исходя из информации о состоянии здоровья человека, его сексуальных пристрастиях. Другая немаловажная вещь — это общение с коллегами из разных регионов, обмен опытом, что в силу занятости удаётся так редко. Благодарю за предоставленную возможность Институт региональной прессы и лично его руководителя Анну Аркадьевну Шароградскую!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей