От яблока раздора к апельсину примирения

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/12/1549_d1077.jpg

Всё началось с того, что замдиректора Детско-юношеского центра Людмила Ульяновская узнала об интересном совместном норвежско-российском проекте для Баренц-региона «Barents Peace Education Network — Разрешение конфликтов через диалог». Для вступления в проект необходимо было написать мотивационное письмо о медиации и иметь возможность активной работы в рамках проекта в течение двух лет, с 2014 по 2016 год. На обучение в Норвегию отправилась педагог дополнительного образования ДЮЦа Полина ИЛЬЮШЕНКОВА.

Детско-юношеский центр стал участником международного проекта по способам мирного урегулирования конфликтов

– Медиация — форма урегулирования конфликтов с привлечением третьей — нейтральной стороны, — рассказывает Полина Сергеевна. — Есть такая притча об апельсиновом дереве. Поспорили два человека, стоя под апельсиновым деревом, кому принадлежат эти апельсины по праву? «Тому, кто первый их заметил», — сказал один. — «Тому, кто увидел в них образ солнца», — сказал другой. Спор был жаркий и не принёс облегчения ни тому, ни другому. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью проходил мимо путник — к нему-то и обратились спорщики: — «Рассуди нас!» — «Для чего вам нужны эти апельсины?» — это всё, о чём спросил путник. — «Мне нужна их спелая мякоть, чтобы гости могли полакомиться на свадьбе моей дочери», — сказал один. — «Мне нужна их сочная кожура, чтобы сделать цукаты на свадьбу сына», — сказал другой. Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека. Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица…
Эта история показывает, что интересы разных сторон имеют право на существование и могут быть удовлетворены одновременно. Но участники конфликта не всегда в состоянии это осознать самостоятельно, им и должен помочь медиатор — непредвзятый авторитетный человек, который способен показать суть спора.
— Красиво, слов нет. А как проходило обучение?
— Первая сессия проходила в Центре мира и диалога в Лиллехаммере. Мы занимались по восемь часов ежедневно в течение пяти дней: теория, много тренингов, на которых нас учили не только слушать, но и слышать других людей, уметь понимать и принимать другую сторону, потому что в конфликте, если он возникает, всегда виноваты обе стороны, которые по каким-либо причинам не смогли договориться. После ужина смотрели фильмы по медиации и разрешению конфликтов через диалог про Косово и Афганистан. Рассматривалось само понятие конфликта, что такое конфликт. Выяснили, что конфликт не всегда деструктивен.
А ещё нас учили тому, как жить после конфликта. Норвежцы предлагают ввести элементы медиации, восстановительную культуру общения в нашу повсе-дневную жизнь: умение слушать и слышать, умение задавать правильные вопросы, желание понять и принять мнение другой стороны. И тогда конфликтов будет меньше и в семье, и в школе, и на работе, и будет мир во всём мире!
— Заманчиво. И как вы планируете воплощать эти знания в нашей реальности?
— Одно из условий успешной работы по проекту — поиск единомышленника, а дальше — создание команды путём просветительской работы. Такого единомышленника в лице коллеги и подруги Ирины Шокиной я нашла в ДЮЦе. Директор Детско-юношеского центра Галина Агапитова поддержала нас и отправила на курсы по организации служб примирения в школе, где мы ознакомились с восстановительными технологиями общения (то есть тому, как не допустить конфликт, как его урегулировать, как жить после конфликта). С января на базе ДЮЦа планируем начать работу в открытой Школе восстановительной культуры общения.
— Насколько я понимаю, вас поддержала не только администрация ДЮЦа…
— В России ещё в 2010 году был издан федеральный закон «О процедуре медиации». Что касается школы, в нашей области начинают работу пилотные площадки по организации школьных служб примирения. Норвежцы же нас научили ещё и методике САБОНА, которой можно обучить детей с детского сада, школьников и, конечно, взрослых. В Норвегии, под Осло, 15 декабря 2014 года открылся первый дет-ский сад, где детей будут обучать этой методике разрешения конфликтов.
Свою просветительскую работу начинаем и мы — по техникам, которые помогают жить без конфликтов или успешно их разрешать, выходя из них не «разрушенными», а «восстановленными».
— Где-то уже применяете их?
— В личной жизни точно уже попробовали применять. На педсоветах внутри ДЮЦа выступаем, приглашаем в Школу восстановительной культуры общения. По методике «Круги сообщества» попробовали поработать с дошкольниками. Например, на тему «Зачем хорошо себя вести в школе?» Высказать своё мнение мог каждый из группы. Говорить, по правилам, мог только тот, у кого в руках «символ слова», а остальные должны были слушать молча и не перебивая. Ребята высказывались по очереди, слушали друг друга, и когда о правилах поведения ты слышишь от сверстника — это воспринимается совсем по-другому. И выводы ребята делали самостоятельно. Педагоги-ведущие лишь задавали «правильные» вопросы.
Техник восстановительных много, мы же в Школе будем рассказывать и показывать только те, которым сами научились и опробовали. Чтобы понять, что такое восстановительная культура общения, можно посмотреть советский мультфильм «Терем-теремок» — он отличается от народной сказки. Там как раз все «восстановились» после конфликта: и обиженные звери, и медведь-обидчик — ему дали возможность загладить свою вину. Так что восстановительные технологии для России — не новость.
Беседовала Елена ЛЕЩЁВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей