Кораблестроитель по имени Катя

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/12/1595_d1077.jpg

26 июля в центре судоремонта «Звёздочка» из эллинга выведен морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв». По морской традиции о его борт была разбита бутылка шампанского. Честь провести этот ритуал выпала Екатерине ТИШИНИНОЙ, принимавшей непосредственное участие и в создании первого судна этой серии — спасателя «Звёздочка», который сегодня успешно несёт службу в составе Беломорской военно-морской базы.

Мужская профессия покорилась хрупкой девушке

Екатерина сыграла не последнюю роль и в строительстве самоподъёмной плавучей буровой установки (СПБУ) «Арктическая». И вообще она единственная женщина — строитель кораблей на предприятии. Этого достаточно, чтобы встретиться и пообщаться с человеком, который выбрал профессию, до недавнего времени считавшуюся сугубо мужской.
— Екатерина, как вы стали кораблестроителем?
— Я окончила техникум, с 2002 года стала работать на «Звёздочке» маляром. Сначала в ОСКБУ, потом в цехе 45. Одновременно училась на вечернем отделении Севмашвтуза на кораблестроителя. И вот как-то однажды, обсуждая в разговоре с коллегой, где бы каждому хотелось работать дальше на предприятии, сказала, что мне интересно трудиться строителем. Даже не задумывалась о том, что в этом случае была бы первой на заводе девушкой-строителем. Товарищ тогда мне сказал: за чем же дело стало — иди, берут же в 6-й и в 3-й отделы. В то время я уже работала мастером маляров на первом спасателе, «Звёздочке». Когда озвучила своё желание коллегам, те сильно удивились и поначалу развели руками. Но так получилось, что наш разговор стал известен руководству, и через две недели мне позвонил Валерий Дворников, ответственный сдатчик этого заказа, и пригласил на собеседование. Потом прошёл ещё один месяц, и меня отправили на медкомиссию. И я вернулась на спасатель, но уже в качестве строителя 6-го отдела.
— Сколько лет вам тогда было?
— 23 года.
— Как вас приняли в новом качестве?
— Тяжело было, особенно первые полгода. Многому пришлось учиться на ходу, иногда до позднего вечера была на работе, по выходным приходилось вникать во все премудрости. Помогали, конечно, советами, консультировали, но в основном до всего приходилось доходить самой.
Особенно сложно было вникнуть и научиться работать в системе внутреннего производственного документооборота, системе «Антон»
— Скидок никто не делал?
— Наоборот, приходилось делом доказывать, что я могу выполнить то, за что взялась. Многие поначалу никак не хотели меня воспринимать в новом качестве: была подчинённой, а теперь сама задания расписываю. Конечно, и обида была, и слёзы.
— Начинали вы свою карьеру строителя не с азов, а сразу же попали в самый разгар выполнения заказа по «Звёздочке»?
— Да. Занималась окраской, изоляцией, оборудованием кают, других помещений. При этом никому не было интересно, что ты новичок. Если у мастера, можно сказать, строго ограниченный участок работы, то строитель — это прежде всего планировщик, который обеспечивает, организует и в конечном итоге отвечает за исполнение заданий нескольких подразделений завода. И неважно, что ты чего-то не знаешь, не хватает опыта. Пришла — работай. А в этой цепочке не бывает так, чтобы всё гладко происходило. Нужно разобраться во всём, как говорится, до запятой, и если где-то какой-то сбой, то неважно, по какой причине он случился, строитель должен найти решение, чтобы не допустить отклонения от графика.
— И одновременно вы готовились стать мамой?
— Да, я ушла в декретный отпуск в октябре 2007 года, а в декабре «Звёздочку» выводили из цеха.
— Выйдя из декрета, чем занимались?
— Сначала завершила окончательную окраску и отделку спасателя, выходила на нём в море на 21 сутки в составе сдаточной команды, устраняли замечания госкомиссии. Например, пришлось в сжатые сроки переделать нежилое помещение в жилое. Затем восемь месяцев была в командировке в 3-м отделе, на строительстве СПБУ «Арктическая».
— Чем занимались на платформе?
— Отделкой жилого блока, который представлял собой, по сути, 5-этажное здание. А потом был второй заказ проекта 20181, развитием которого стал морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв». На нём я сначала отвечала за работу всех систем ТОС, необходимых для строительства корабля в цехе. Корабль собирается секциями, и каждая из них в процессе постройки должна быть обеспечена электроэнергией, вентиляцией и так далее…
Небольшое отступление, необходимое для понимания того огромного объёма работ, что лёг на плечи девушки. Екатерина должна была создать всю внешнюю и внутреннюю инфраструктуру, чтобы тот же сварщик пришёл выполнять свою работу и уже знал, к чему ему подключаться на своём рабочем месте. При этом всё должно быть сделано в жёстком соответствии с нормами безопасности и другими критериями. Одновременно проложенные коммуникации не должны были создавать проблем другим, параллельно ведущимся работам.
— С какими сложностями, помимо нюансов внутризаводской кооперации, приходится сталкиваться в процессе постройки корабля?
— Самое непростое — это корректировка проектных эскизов: в документацию, которая приходит изначально, по ходу работы вносятся изменения. Мы посчитали, что по «Академику Ковалёву» было выполнено около семи тысяч корректировок. Например, в определённом месте по одним документам должен проходить трубопровод, а по другим там же указана кабельная трасса.
— А решать эти ребусы от разных бюро проектировщика приходится строителям?
— Да, потому что завод несёт полную ответственность за строгое соблюдение обозначенного в контракте срока выполнения заказа.
— Екатерина, удаётся выкраивать время на себя?
— Немного получается. У меня семья, 15 февраля 2014 года я вышла замуж. Стараемся все вместе ходить в лес, занимаемся в кружках, недавно наша дочь Арина стала победителем конкурса «Мини-мисс Северодвинск». В своей возрастной группе она заняла первое место, а в целом — второе. Сейчас мы уже учимся в 31-й гимназии, всей семьёй делаем уроки.
— Чего больше всего хочется для себя лично?
— Очень хочу «сходить» за вторым ребёнком.
— В вашей семье вы первая, кто работает на «Звёздочке»?
— Нет, у меня работали дедушка, папа. Мама до сих пор трудится в конструкторском отделе, брат — в цехе 16, а любимый муж Алексей работает в 15-м. Кому-то не подходит работа на заводе: дескать, всегда за забором, но меня всё устраивает. Работа интересная, очень нравится, просто иногда очень устаёшь.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей