В Поморье всё спокойно?

В начале декабря в Архангельске состоялся IV международный фестиваль любительских и профессиональных фильмов и телепрограмм «Берегиня-2014». Большинство работ, представленных на фестивале, рассказывают об идентичности, уникальности национальных культур.

На кинофестивале «Берегиня-2014» обсудили, как показывать межнациональные отношения в кино и на ТВ

Одним из ярких эпизодов фестиваля стал «круглый стол» на тему «Трактовка межнациональных отношений в искусстве кино и на телевидении».
Ведущим встречи стал Александр Потехин, директор регионального информационного центра «ТАСС Северо-Запад» и сопредседатель Ассоциации СМИ Северо-Запада. Он представил участников встречи: Валерия Гущина, гендиректор гильдии актёров кино России; Валерий Рузин, президент продюсерской компании «СКИП-Медиа», главный редактор журнала «Телефорум» (на «Берегине-2014» — председатель жюри); Алексей Хоробров, замминистра по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области; Андрей Репневский, историк, профессор, директор научно-образовательного центра САФУ; Андрей Чураков, сопредседатель гражданской палаты, координатор Комитета гражданских инициатив Архангельской области.
Искусство кино и ТВ — командное и, соответственно, синтезирует в себе национальную принадлежность всех, кто участвует в процессе его создания. С этого начал А. Потехин, подчеркнув:
— Любое искусство несёт на себе отпечаток принадлежности автора к определённому народу. Есть и другая азбучная вещь: подлинное искусство межнационально, интересно для представителей разных национальностей.
Несколько раз участники встречи говорили о том, что Поморье — край толерантности и дружбы («Архангельск был, есть и будет воротами в Европу. Через него Россия познавала разные культуры: и западные, и восточные, и американские»).
С того же начал А. Хоробров:
— В нашем регионе сфера межнациональных отношений не требует такого пристального внимания, как, скажем, на Дальнем Востоке или у южных границ нашей страны. Архангельская область позиционируется как достаточно спокойная. Наша задача как органов власти — внимательно наблюдать за тем, что происходит в сфере межнациональных отношений, чтоб не было предпосылок к развитию конфликтов. Тема межнациональных отношений в настоящее время, на мой взгляд, в искусстве недостаточно раскрыта. Межнациональные отношения — это точка, которая может быть болевой, а может и способствовать развитию общества.
А. Репневский сравнил два подхода — российский и американский, а потом обратил внимание на целевую аудиторию, с которой необходимо работать больше, глубже, мудрее:
— В 60-е годы мы были врагами США, и в американских фильмах отрицательные персонажи были из СССР. Затем их кино «напало» на северокорейцев. Потом возникли враги непонятной национальной принадлежности. А сейчас Голливуд снова возвращается к тому, что противники — русские. Но есть и положительный момент: в полицейских фильмах в команде всегда один белый, другой чёрный, и они друзья. Нам подобный подход тоже бы не помешал. Кроме того, отношение к данной проблеме разное у разных поколений россиян. Самые старшие ещё интернационалисты, среди среднего поколения есть толерантность, а молодёжь? Работать-то надо с маленькими детьми, начинать с детского сада. Очень жалею, что у нас нет детского телевидения, которое бы было направлено и в эту сторону, нет детских киностудий. Надо снимать фильмы добрые, хорошие. Чтобы регион оставался спокойным, работать с молодым поколением. А наша задача состоит в том, чтобы работать с учителями, которые будут работать с детьми.
В. Рузин предложил не только учитывать уроки прошлого, но и чаще заглядывать в будущее:
— У нас есть много того, чем нам следует гордиться и не отступать от этого. Россия — евразийская страна. Наше отличие от Соединённых Штатов: у нас каждой национальности удалось сохранить свою культуру. В нашей стране нет угнетённых наций. Наше государственное телевидение вещает на 54 языках! Такого нет ни в одной стране. Задача СМИ — говорить и о том, чем живёт сегодня, и о том, какой должна быть страна. В США за 15 или даже 20 лет до того, как был избран чернокожий президент, уже показывали в фильмах именно такого президента. Они прогнозируют и программируют своё будущее. Нам тоже это необходимо. И роль телевидения здесь колоссальна. Одно уместное или неумелое замечание может вдохновить или обидеть десятки тысяч людей. Я часто бываю в Китае и вижу, с каким зарядом позитива и оптимизма их телевидение программирует свой народ. Думаю, в немалой степени то экономическое движение, которое мы видим в Китае, программируется средствами массовой информации.
Затем В. Рузин привёл ещё один пример, как телевидение может влиять на массовое сознание — и совсем не в позитивном ключе:
— Я был на кинофестивале в Киеве во время событий на Майдане. Целую неделю мог наблюдать за тем, что происходит на площади Победы, из окна гостиницы «Лыбедь». Там собирались толпы молодёжи, они быстро и чётко строились, всем организованно вручались флаги и транспаранты. Во время фестиваля я говорил со студентами, спрашивал: «Ребята, вы пойдёте туда?» — «Почему бы и нет? Там можно заработать до 130 гривен в день». А телевидение? Это было прямое круглосуточное подстрекательство, открытый призыв к свержению законной власти и к экстремизму. Наше телевидение, которое многие обвиняют в агитации и пропаганде, и рядом не стояло с Савиком Шустером и другими монстрами злобной экстремистской пропаганды, которой я в Киеве за неделю насмотрелся.
Другой аспект темы затронул А. Чураков:
— Для меня межнациональные отношения — прежде всего отношения между людьми. Всем, кто пишет сценарий, берёт в руки камеру, кто садится за режиссёрский пульт, надо идти от себя. Если есть момент, который волнует лично тебя как русского, украинца, еврея, армянина, бурята и так далее, то ты рассказываешь об этом. А ставить задачу сделать фильм, который будет «укреплять скрепы», — не задача искусства. Это задача пропаганды. А в теме обозначено кино как искусство, а не как средство пропаганды (а с телевидением вообще вопрос сложный, что это такое). Нельзя идти, возвышая свою нацию и наступая на головы других наций. Мир изменился. Он уже не тот, чем был даже 25—30 лет назад. Только что отпраздновали падение Берлинской стены. Это то, что разделяло нас, разделяло мир и цивилизации. Но сегодня идёт попытка создания новых стен. И не только в России. Думаю, что кино и ТВ главной задачей должны иметь разрушение стен, которые возникают между людьми. Не государствами, партиями, иными структурами, а именно между людьми.
Высказанные не раз на встрече тезисы «В Советском Союзе все народы жили дружно» и «В нашем регионе всё спокойно» опроверг голос из зала — пожилой мужчина, рассказавший, что во времена СССР во Львове его чуть не убили, а сейчас в Вельске (где живёт) он снимал гастарбайтеров из Средней Азии, работающих на строительстве птицефабрики:
— Я чувствовал, как они нас ненавидят, эти работяги. Ненавидят за то, что они здесь как рабы. Если так будет, мы в Вельске столкнёмся с межнациональными конфликтами.
В заключение встречи В. Гущина сделала вывод:
— Хочу вернуться к мысли, высказанной Андреем Викторовичем Репневским: самый болезненный вопрос — поколение. Надо как можно скорее обратиться к детству. В Архангельской области спокойно, но это не значит, что где-то не тлеет маленький фитиль, который нам нельзя пропустить.
Что касается конкретных шагов в работе кино и телевидения, они были названы: во-первых, создание в Архангельске в 2015 году Школы молодых журналистов; во-вторых, решено в дальнейшем проводить показы фестивальных фильмов в САФУ.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей