MENU

Фото автора Фото автора

23.12.2014 • Общество

Долг платежом красен

Основными источниками наполнения городской казны является совокупность налогов и прочих платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Плюс дотации, субвенции и другие финансовые вливания из федерального и областного бюджетов. Также нам известно, что в принятом депутатами горсовета главном финансовом документе на 2015 — 2017 годы расходы превалируют над доходами, а образовавшийся дефицит будет покрываться за счёт взятых в банках кредитов.

Порядка 200 миллионов рублей не заплатили горожане и организации бюджету Северодвинска

Но есть ещё один источник поступления средств в общий кошелёк Северодвинска, который, сработай он на все 100%, смог бы в немалой степени сгладить противоречия между нашими финансовыми желаниями и возможностями. Это наши долги. О природе их образования, общей сумме, трудностях взыскания и эквивалентах в виде жилых домов или километров новых дорог мы беседуем с Александром ДУРАКОВЫМ (на снимке), начальником финансового управления администрации Северодвинска.
— Александр Леонидович, сколько сегодня составляет общий долг перед бюджетом?
— Жёстко закреплённой суммы нет. В первую очередь мы имеем дело с суммой по линии комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям. Это аренда имущества, аренда земли и ряд полномочий, которые они осуществляют по размещению нестационарной торговой сети и рекламной продукции. Если выделить эту составляющую, то сумма будет равна примерно 100 миллионам рублей. Но мы с вами знаем, что в бюджет помимо этого поступают платежи от налога на доходы физических лиц, налога на имущество, земельного налога и ряд других. Если всё сложить вместе, то получим цифру порядка 200 миллионов рублей.
— Бюджет следующего года имеет дефицит 80 миллионов рублей. Если бы все должники рассчитались с муниципалитетом, вам не пришлось бы ломать голову, где взять недостающие средства?
— Бюджетная математика именно в таком, прямолинейном, исчислении не совсем уместна. В силу разных причин нельзя сказать, что, если бы все всё платили вовремя, то мы получили бы больше доходов и дефицит был бы меньше или мы вообще закрыли бы в полном объёме все расходные обязательства. Но несомненно, что на эти 200 миллионов рублей можно было бы сделать очень многое.
— Приведите, пожалуйста, примеры, во что могли бы превратиться эти деньги.
— На сегодняшний день капитальный ремонт одного километра дорог стоит порядка 30 миллионов рублей. Значит, мы могли бы привести в порядок около шести километров. Если обратиться к жилью, то это, с некоторой натяжкой, два новых 24-квартирных дома для 48 семей. Или это эквивалент месячного фонда оплаты труда всей бюджетной сферы Северодвинска, финансируемой по линии администрации: музеи, дошкольные учреждения, муниципальные предприятия и так далее.
— Откуда берутся долги у предпринимателей?
— Бизнес-проекты, изложенные на бумаге, подчас не выдерживают испытаний реальностью. Может, предприниматель ошибся в востребованности своих услуг, может, получилось так, что прибыль по факту оказалась меньшей, чем он рассчитывал, может, не учёл всех требований законодательства, за соблюдением которых строго надзирают и в случае их нарушения наказывают контролирующие органы. И в результате предприниматель раскладывает всю линейку обязательных платежей по приоритетам, которые сам себе устанавливает. Начиная с того, что может приостановить его деятельность. И в этом списке расчёты с бюджетом могут находиться не на первом месте.
— Какую позицию в этом случае занимает администрация города?
— В течение последних пяти лет подход достаточно жёсткий. Все действующие договоры держатся на постоянном контроле, и в случае возникновения осложнений комитет по управлению муниципальным имуществом и правовое управление сразу же начинают проводить претензионную работу. Вплоть до подачи исков в суд и последующего взыскания недоимок через службу судебных приставов. В итоге общая сумма долга в течение последних лет не увеличивается. Если говорить о перспективах её снижения, то нужно понимать, что на смену одним неплательщикам в силу экономических причин приходят другие, и остановить этот процесс за несколько лет, наверное, не дано никому.
— Обращение в суд — это крайняя мера. Что ей предшествует?
— Работа межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей, созданной распоряжением мэра в 2009 году. На неё вызываются предприниматели, имеющие недоимку по налогам и сборам, заслушиваются их пояснения, и совместными усилиями вырабатывается комплекс мер для расчётов с бюджетом. Может быть предложена рассрочка, может быть проведена реструктуризация долга. Мы понимаем, что взыскать недоимку, одновременно поставив крест на деятельности предпринимателя, не самый лучший выход. Бизнес нужно поддерживать. Да, мы взыщем деньги, но потеряем рабочие места, потеряем доходы, которые могут быть получены после оздоровления финансовой составляющей. Наша задача — найти золотую середину, разобраться, есть перспектива роста задолженности или трудности имеют временный, преодолимый характер. И на основании этого анализа принять взвешенное решение. Как показывает практика, от выставления претензии до подачи искового заявления проходит не менее полугода — срок достаточный, чтобы выяснить, есть у должника возможность выровнять положение или нет. В результате этой работы в 2014 году в бюджет поступило порядка пяти миллионов рублей.
— Нередки случаи, когда с должника взять нечего. Сколько в процентном соотношении составляет безвозвратная задолженность?
— Она составляет от 10 до 20 процентов от общей суммы долга. В нашем случае это примерно от 10 до 20 миллионов рублей. На взыскание задолженности закон отводит нам три года. Если не получилось, то долг списывается.
— Насколько ответственным стал бизнес, выступая в качестве муниципального подрядчика, ведь в списке должников перед бюджетом по штрафам и неустойкам немало фирм, которые выиграли конкурсы и аукционы, а потом показали себя не с лучшей стороны?
— Сказать о том, что всё у нас хорошо, нельзя. По ряду контрактов в сфере строительства и оказания услуг по городскому хозяйству мы сталкиваемся с тем, что подрядчик выполнил работы либо некачественно, либо не- своевременно, либо и то и другое вместе. Закон обязывает меня не называть такие фирмы, скажу лишь, что речь идёт о суммах в 10—20 миллионов рублей в год. Но по сравнению с 2012—2013 годами таких подрядчиков стало меньше. В этом году применительно к строительству могу сказать, что несоблюдение сроков в ряде случаев объяснялось нарушением поставок контрагентами тех или иных материалов и инженерных конструкций. Тем не менее подписанный контракт подлежит безусловному исполнению, и закон обязывает нас накладывать штрафные санкции независимо от причин его несоблюдения.
— У муниципалитета хватает полномочий по взысканию задолженностей?
— Я думаю, что существующей нормативной базы достаточно, и механизм, который мы используем, работоспособен. Проблема может быть в другом — нехватке времени и рабочих рук в связи с возросшим объёмом документо-оборота. Но это трудности, которые нам предстоит решить самим.
— Тогда получается, что гражданам и юридическим лицам нужно помнить, что у них есть не только права, но и обязанности, одна из которых — вовремя и в полном объёме платить налоги и не забывать о других финансовых обязательствах?
— Совершенно верно. И граждане, и бизнес должны понимать, что ни мэрия, ни налоговые органы не спрашивают больше того, что сегодня закреплено законами. Да, есть сложности, но мы пытаемся найти баланс интересов и не отворачиваемся от тех неурядиц, которые нас всех испытывают на прочность. Прописанные правила игры должны соблюдаться — этот принцип нужно осознать в полной мере. Нельзя говорить о том, что мы содержим чиновников, которые тратят наши деньги. Это неверно. Мы все делаем взносы в общий муниципальный кошелёк и от того, насколько полным он будет, зависит, станем мы жить лучше, сможем оперативно решать возникающие проблемы или нет.
КСТАТИ
В результате совместных действий мэрии Северодвинска, налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов сумма снижения задолженности по результатам работы межведомственной комиссии по состоянию на 1 октября 2014 года составила 33 миллиона 724 тысячи рублей (налоговые платежи — 174 тысячи, неналоговые — 3 миллиона 567 тысяч рублей).

Comments are closed.

« »