В наследство от советского прошлого нам достались магазины, расположенные на первых этажах жилых домов (власть заботилась о своих гражданах, не желая утруждать их долгими походами за продуктами или галантереей). Таковых в Северодвинске насчитывается порядка 70% от всех торговых точек города.
Места для авто как яблоко раздора между предпринимателями и горожанами
В точном соответствии с пословицей «Свято место пусто не бывает» они и сейчас функционируют в том же качестве, приспосабливаясь по мере сил и возможностей к меняющимся с завидной регулярностью требованиям и пожеланиям.
Одним из последних требований является организация парковочных мест для автотранспорта клиентов. С одной стороны, это как нельзя лучше отвечает интересам самих предпринимателей: покупатель, зная о стоянке, вряд ли проедет мимо. С другой — за обустройство паркинга ратует муниципалитет, преследуя вполне земные цели: ещё на один шаг продвинуться вперёд на пути благоустройства и одновременно избавиться от жалоб жильцов домов, сетующих на «оккупацию» дворов шопингующими согражданами.
Казалось бы, при совпадении интересов результат предсказать нетрудно — парковки должны вырастать день ото дня. Они и появляются, но не так быстро, как хотелось бы. Суровая правда жизни вносит жёсткие коррективы в этот проект всеобщего счастья. Беда пришла с той стороны, откуда её никто и не ждал: люди, проживающие в домах с магазинами, тут же заняли свежезаасфальтированные места. И по закону ничего с ними сделать нельзя.
Предприниматель не имеет права каким-либо образом препятствовать заезду на площадки или организовать КПП, пропускающий только клиентов магазина. И до лампочки, что он вложил в строительство собственные немалые деньги (парковка на 15 машиномест стоит порядка 1 млн 300 тыс. рублей). Не идёт в зачет и то, что за этот участок земли он платит аренду.
Сделал парковку? Молодец. Язык есть? Прекрасно, вот с его помощью и разбирайся с «приживалами» как получится. А получается так, что проще ООН конфликт между двумя государствами разрулить, чем администрации магазинов убедить людей не «подсиживать» друг друга.
Предприниматели, согласившиеся пообщаться с корреспондентом «СР» на условиях анонимности, рассказали прелюбопытнейшие вещи. Попытки найти общий язык нередко наталкиваются в лучшем случае на глухую стену, в худшем звучит то, что можно истолковать как угрозу: дескать, будете учить нас жизни, завалим жалобами, замучаетесь отписываться. А могут и гвоздиков на стоянку сыпануть…
Никакого парадокса в таких ситуациях нет — тяга человечества к дармовщинке общеизвестна. Как правило, единственной причиной занятия магазинных стоянок является дефицит парковочных мест во дворах. Единицы автовладельцев идут по тернистому пути — организуют соседей для строительства собственного паркинга. Оно и понятно: гораздо легче заехать на готовое, зная, что никто твоё авто с места не стронет.
Таким образом, получается дилемма: бизнес не против потратиться на стоянки — в одном городе живём, всем хочется, чтобы он был комфортным, но наученный горьким опытом своих коллег в то же время не спешит вкладываться в паркинги.
Картина будет неполной, если не рассказать о ещё одном препятствии в обустройстве паркингов — административных барьерах. Сколько с ними ни бьются, какие только витязи в борьбу ни вступали, а воз, похоже, и ныне там.
По словам наших бизнес-собеседников, в среднем оформление документов занимает три месяца, и сопряжено это хождение с таким количеством подводных камней и рогаток, особенно если касается сроков действия документов, что девять кругов ада Данте воспринимается как детская шалость. Одно только проведение общего собрания жильцов (участок под парковку, как правило, относится к общедомовому имуществу) способно напрочь отбить охоту строить.
Вот и получается как в поговорке: «То, что сам человек себе сделает, даже враг врагу не сможет сделать». И невдомёк иным жильцам, что бессмысленное и беспощадное противостояние может стать одной из причин закрытия магазина. Скажете, ничего страшного, других много? Бесконечен только космос.