MENU
Первая встреча Наташи (Ю. Корельская) и Юли (А. Венгерович) с таинственным Михаилом Ефимовичем (С. Варнашов).
Фото автора Первая встреча Наташи (Ю. Корельская) и Юли (А. Венгерович) с таинственным Михаилом Ефимовичем (С. Варнашов). Фото автора

12.11.2014 • Культура

О дьяволе играючи

Впервые за много лет Северодвинский драматический театр поставил одноактную пьесу для взрослых. Спектакль «Невероятные приключения Юли и Наташи» — продукт авторского дуэта Юрия Муравицкого и Германа Грекова — сваял молодой режиссёр из Пензы Владимир Карпов

Я сторонник лаконичности в театральном искусстве, но в данном случае можно сказать, что краткость не всегда бывает сестрой таланта.
Первое ощущение от спектакля: сделано поверхностно, незамысловато. Притом темы заявлены значимые, почти библейские — продажа души дьяволу, предательство ближнего своего, бездуховность, чёрствость, внутренняя пустота и т.п. Но режиссёр подошёл к ним «играючи», и в результате имеем то, что имеем, — серьёзный художественный дисбаланс. Такое впечатление, что действие развивается в двух разных плоскостях, которые никак не могут совместиться.
При всём моём уважении к замечательным актрисам Анне Венгерович и Юлии Корельской ну никак не смотрятся они в ролях 17-летних девиц — и психологически, и визуально это неубедительно. Две интеллигентные актрисы, сыплющие словечками из молодёжного сленга, ругательствами типа «г…», выглядят неестественно. Хорошо хоть явную матерщину из текста пьесы вычеркнули.
Для сравнения я посмотрел в интернете отрывки из видеозаписи «Невероятных приключений Юли и Наташи», которые Карпов ставил в Пензенском драматическом театре. Всё то же самое — за одним исключением: главных героинь играют действительно юные актрисы. И им веришь.
Отметить хочу работу Сергея Варнашова в роли старичка-нотариуса Михаила Ефимовича, который вроде бы дьявол, но в то же время и нет. Актёр играет загадку, балансирует на грани двусмысленности, в некоторых сценах в его образе появляются мощные мефистофельские нотки.
Однако, на мой взгляд, лучшие герои спектакля — Тени. Они представлены актёрами Данилом Овинниковым, Эдуардом Пьянковым и Николаем Кабуркиным и выполняют целый ряд функций, отображая душевное состояние героев, их отрицательные черты, представая этакими бесами-искусителями и так далее.
Режиссёр несколько переиначил концовку пьесы (в оригинале героини, уже добившиеся исполнения желаний, встречаются и обсуждают проблемы искупления грехов в шикарной квартире одной из них), и это один из немногочисленных плюсов постановки. В спектакле же мы видим два женских фанерных силуэта, за которые говорят даже не исполнительницы главных ролей, а актёры мужского пола из массовки. Да, вот она — бездушность в чистом виде. Даже Иисуса Христа героини представляют себе как продукт массовой культуры («он же такой сексуальный… весь в крови»).
Страсти в спектакле разгораются под некогда популярную, но потом подзабытую бодренькую композицию 1954 года «Gopher Mambo» в исполнении перуанской певицы Имы Сумак. Мелодия появилась в спектакле, подозреваю, на волне нового пика своей популярности в качестве основной темы комедийного телесериала «Кухня». Впрочем, и на фоне приключений Юли и Наташи эта музыкальная тема воспринимается весьма гармонично.
При просмотре спектакля возникла ассоциация с увиденной в сентябре комедией Волгоградского ТЮЗа «С тобой всё кончено навсегда!». Некоторые темы двух постановок пересекаются — глупость и душевная пустота современной молодёжи, бездумное стремление к атрибутам яркой жизни. Но в отличие от «Приключений Юли и Наташи» в спектакле Волгоградского ТЮЗа они представлены продуманно, сатирически ярко.

Comments are closed.

« »