С чего начинается Арктика?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/10/689_d1077.jpg

Архангельская область на несколько дней стала местом общения всех, для кого «море», «флот», «Арктика» не просто красивые слова, а смысл жизни. Сотни участников, среди которых представители Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции, Нидерландов и даже далёкого Сингапура. Пять площадок, где обсуждались актуальные вопросы — от добычи углеводородов на арктическом шельфе до развития международного круизного туризма, от сотрудничества портовых городов до сохранения и пропаганды морского наследия России.

С Архангельска — родины отечественного кораблестроения

Пятый международный
Форум «Во славу флота и Отечества!» стартовал в стенах федерального университета. Здесь же открылся ещё один форум: «Арктические проекты — сегодня и завтра». Правительство области, САФУ и ассоциация поставщиков оборудования для нефтегазового комплекса «Созвездие» собрали в зале всех заинтересованных в освоении богатств северных земель и океанского дна.
Сегодня Россия, имеющая самую протяжённую береговую линию в Арктике, обладает и крупнейшими сырьевыми запасами в этом регионе. Только разведанные кладовые природных ресурсов, причём лишь на шельфе, насчитывают
12 миллиардов тонн! САФУ — активный участник арктической стратегии России. Достаточно вспомнить работу плавучего университета, участие студентов ведущего вуза региона в экологическом оздоровлении Земли Франца-Иосифа, участие в целом ряде других арктических проектов. Нынешний форум продемонстрировал союз власти, бизнеса и науки региона во имя развития России, сохранения и упрочения её позиций в Арктике.
Борясь за гегемонию в полярных широтах, России приходится преодолевать не только огромные расстояния и каверзы климата, но и противостоять вызовам, рождённым человеческой цивилизацией. Отсутствие необходимых технологий и оборудования в условиях западных санкций, нехватка специалистов — проблемы, которые требуют скорейшего решения. А время не ждёт. И здесь тоже должен сказать своё веское слово наш университет, носящий имя отца русской науки, прозорливо предвидевшего прирастание России не только Сибирью, но и Северным океаном.
По словам губернатора Игоря Орлова, главная задача прошедшего форума — создание условий для прямого диалога между нефтегазовыми операторами и потенциальными подрядчиками. Это особенно актуально в сложившейся экономической ситуации и позволяет говорить о перспективах импортозамещения и расширения участия российских поставщиков и подрядчиков при реализации нефтегазовых проектов.

Арктические проекты. Сегодня и завтра. Фото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области

Арктические проекты. Сегодня и завтра.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области

Будем дружить портами
А пока региональные и федеральные политики, чиновники, руководители предприятий и люди науки обсуждали, как нам обустроить Арктику, в Ломоносовском доме на набережной Северной Двины собрались посланцы российских портов. Архангельск и Мурманск, Санкт-Петербург и Калининград, Нижний Новгород и Кострома, Севастополь и Керчь, порты Карелии подписали меморандум о сотрудничестве молодёжи морских и речных портов. Цели подписания нового документа обозначены — прежде всего это патриотическое воспитание молодёжи и сохранение морского наследия России. На основе меморандума формируется молодёжный совет.
Заместитель губернатора по региональной политике Сергей Ковалёв от имени главы региона приветствовал креатив, который молодёжь проявила при подготовке меморандума.
А ветеран архангельской политики, экс-губернатор и экс-мэр Павел Балакшин напомнил, что здесь, на архангельской земле, оставили след великие флотоводцы Ушаков, Сенявин, Нахимов и другие. И не случайно любимым праздником горожан был и остаётся День Военно-Морского Флота.
Руководитель ассоциации «Морское наследие России» Светлана Сивкова продемонстрировала календарь грядущего Года русской литературы со стихами русских поэтов о море.
От гумилёвских «Капитанов» — к суровой прозе современности: ректор «Макаровки» — Госуниверситета морского и речного флота Сергей Барышников сетовал на то, что молодёжь плохо знает историю Отечества. И не только морскую. Необходимо, заявил он, воспитывать юное поколение в духе патриотизма, любви к своей стране и профессии.
О том, что в Архангельске этому уделяется самое серьёзное внимание, свидетельствовали прошедшие в Морском кадетском корпусе и Арктическом морском институте (филиал «Макаровки») Первые межрегиональные молодёжные чтения «Морская слава России: европейский Север и Арктика». А также выставка «Морское образование. Карьера», «круглый стол» в Центре патриотического воспитания, посвящённый военно-морскому образованию.
Сергей Ковалёв одобрил подписание меморандума:
— Важно, чтобы это было не просто бумагой, а практическим шагом к действию. В добрый путь!
В тот же день состоялось награждение ветерана российского речного флота — восстановленного северо-двинскими корабелами парохода-колёсника «Н.В. Гоголь» знаком «Морское наследие России».

Новые инициативы
Пятый форум войдёт в историю тем, что на нём были озвучены несколько серьёзных инициатив региональной власти. Так, выступая на церемонии возложения цветов к памятнику адмиралу Кузнецову, губернатор заявил о намерении учредить государственную награду в память прославленного земляка (пока в России существует только ведомственная медаль «Адмирал Кузнецов»).
Ходатайство об увековечении человека, спасшего в первые дни войны советский военный флот, чьим жизненным девизом было: «Всю ответственность беру на себя», направлено российским парламентариям. Кроме того, имя Николая Герасимовича будет присвоено Архангельскому морскому кадетскому корпусу. 2014-й — год 110-летия со дня его рождения и сорокалетия со дня смерти. Так что внимание власти к этой исторической фигуре не случайно.
— Человечество всегда особо относилось к морскому делу, — сказал Игорь Орлов на торжественном открытии форума в областном драмтеатре. — И в море проявлялись наиболее значимые человеческие качества, там свершались открытия и настоящий подвиг.
Это в полной мере относится к российской Арктике и мореходам, проложившим пути в высоких широтах. В XI—XV веках начались плавания поморов в Белом и Баренцевом морях, именно им принадлежит честь открытия Новой Земли и многих других островов и побережий, освоения Шпицбергена (Груманта). В период научных исследований Арктики из Архангельска отправлялись экспедиции Георгия Седова, Василия Чичагова и других выдающихся полярных исследователей. Архангельску заслуженно принадлежит пальма первенства в деле покорения полярных земель и морей.
Продолжением этих славных традиций станет создание консорциума по освоению северных просторов. Первый шаг — образование федерального центра комплексного изучения Арктики, который объединит усилия САФУ, Архангельского центра Уральского отделения РАН.
В состав будущего консорциума войдут промышленные предприятия Архангельска и Северодвинска. Значение этой инициативы областной власти в деле развития Поморья трудно переоценить. Так Архангельск закрепит за собой неофициальный титул столицы российской Арктики. Что же до звания родины отечественного кораблестроения, то попытки отобрать это звание у первого морского порта России безосновательны и носят популистский характер. В Архангельске не только построен первый военно-морской корабль, но и впервые поднят триколор, на Соловках состоялось освящение другого национального символа — Андреевского флага. При этом губернатор предложил вместо споров о том, какой город следует считать родиной флота — Архангельск, Воронеж или Переславль-Залесский, — всячески подчёркивать, что Архангельск — место, откуда берёт начало дорога в Арктику. Это и должно стать брендом Архангельска. Город — родоначальник русского мореплавания, отправной пункт большинства экспедиций. «Архангельска причалы — морской истории начало» — такие слоганы могли бы украсить город.
На форуме губернатор сообщил ещё об одной инициативе правительства Архангельской области — о создании межрегиональной ассоциации городских округов и муниципальных районов Арктической зоны Российской Федерации. Как пояснил глава региона, предложение получило поддержку Совета безопасности Российской Федерации, соответствующее соглашение будет подписано в ближайшее время. Первыми участниками ассоциации станут Архангельская область, Ненецкий автономный округ и Республика Коми. Напомним, в Арктическую зону включены Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Онежский, Приморский, Мезенский районы и все острова Архангельской области, а также Мурманская область и Чукотка, северная половина Якутии, три примыкающих к Белому морю района Карелии, город Воркута в Республике Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Норильск, Игарка и Таймырский район Красноярского края.
— В Арктическую зону вошли целиком только несколько регионов, остальные представлены отдельными муниципальными образованиями. Мы считаем, что это одно из серьёзных направлений, которое требует выработки дальнейших подходов: что должны делать муниципалитеты, находясь в Арктической зоне? Это ставит перед нами определённые задачи по взаимодействию и решению целого ряда вопросов, связанных с развитием и освоением Арктики, — пояснил Игорь Орлов.
Документ закрепляет господдержку развития транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры, научной деятельности, основных направлений государственной инвестиционной политики, особенности регулирования трудовых отношений и реализации государственной социальной политики в Арктической зоне.
Ещё одним символическим шагом станет восстановление шхуны «Запад» на Красной пристани, долгие годы служившей визитной карточкой города. Об этом было сказано на заседании Межведомственной комиссии по морскому наследию России. Для аккумулирования денежных средств на воссоздание парусника создаётся специальный фонд. Игорь Орлов призвал позиционировать Архангельск и как родину деревянного судостроения. Пока же эту роль играет Петрозаводск, где энтузиастами клуба «Полярный Одиссей» строятся ладьи и кочи. В Архангельске же сегодня восстановить коч по старинным образцам намерена Национально-культурная автономия поморов. Сейчас идёт изучение архивных документов и чертежей.

От познания к освоению
Второй день форума открылся туристским саммитом «Морское наследие арктических регионов: от познания к туристскому освоению». После прошедших накануне рабочих встреч участники собрались за общим столом, чтобы обсудить перспективы развития международного туризма на российском Севере. Целью саммита, по словам Сергея Ковалёва, стало формирование конкретных проектов по поддержке национального продукта в сфере арктического туризма.
Советник руководителя Федерального агентства по туризму Иван Кидяев отметил:
— Саммит имеет все основания стать важным событием для развития отечественной туротрасли.
Число туристов, прибывающих в Архангельскую область из-за рубежа, растёт: в 2015 году ожидается 11 заходов круизных лайнеров. Гостей привлекают в первую очередь полярные архипелаги — территории национального парка «Русская Арктика» и Соловки.
В туристский оборот сегодня вовлекаются и другие уголки Поморья. Проект кластера «Беломорский», куда войдут Архангельск и Приморский район, потребует около семи миллиардов рублей, из которых полтора миллиарда — федеральные деньги, предназначенные на развитие туристского кластера. Так что наряду с посещением арктических островов иностранцам будут доступны и поморские деревни. Перспективен в плане этнографического туризма и Ненецкий автономный округ.
Надеемся, наш край станет ещё привлекательнее для зарубежных туристов после выхода фильма-лауреата Венецианского кинофестиваля «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», действие которого происходит в Кенозерье.
При этом факторами, сдерживающими развитие круизного туризма, названы высокие ставки портовых сборов в Архангельске, отсутствие причалов, позволяющих принимать лайнеры длиной до 200 метров и с осадкой до 7,5 метра (завершение строительства причалов затянулось), сложности в согласовании документов.
Для успешного развития международного арктического туризма есть чему поучиться у наших соседей — и Мурманской области, и норвежского Свальбарда (Шпицберген). О деятельности совета по туризму Свальбарда рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Арктикуголь» Тимофей Рогожин. Оказывается, деятельность совета, образованного в 1989 году, строится на основе самоуправления. За порядком на территории, посещаемой туристами, наблюдают всего один чиновник и один полицейский.
В развитии новых туристских маршрутов заинтересована норвежская компания «Хуртигрутен», готовая организовать экспедиционные круизы на север России. В скором времени будет организована ознакомительная поездка специалистов компании в Архангельскую область, чтобы изучить на месте туристские возможности региона.
Для привлечения в регион туристов будет развёрнута работа по выявлению и включению в государственный реестр историко-культурных памятников русской Арктики. Речь идёт, например, о маяках (эта тема обсуждалась на заседании ассоциации «Морское наследие России»).
Через два года состоится шестой форум «Во славу флота и Отечества!», где и будут подведены итоги многих инициатив и начинаний, заявленных в Архангельске. Будем надеяться, что все они получат должное развитие.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей