Берегись автомобиля

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/10/1065_d1076.jpg

Сейчас, когда число машин в Северодвинске растёт с каждым годом, трудно представить, что на заре существования города все машины были наперечёт. Грузовых автомобилей было не так уж много. А легковые вообще были большой редкостью. Впрочем, острой необходимости в них и не возникало. Строящийся посёлок-город был небольшим, к 1941 году он ограничивался территорией современного «старого» города; дороги либо грунтовые, либо сланевые.

Что писали в разные годы по поводу транспорта в городской газете «Сталинец» — «Северный рабочий»

Пригородные дороги только-только создавались. Началось и строительство трассы на Архангельск. Но это оказался настоящий долгострой; только в конце 1960-х заработала первая и единственная автомобильная трасса, связывающая два наших города.
По дорогам того времени могли проехать лишь грузовые машины, да и то с проблемами. Из воспоминаний П.Д. Титова — первостроителя, шофёра с 1939 года: «Трудно тогда транспортникам работалось. Стройка росла. Всё больше требовалось леса. Его доставляли издалека, бревна в 25 метров длиной. Забуксует одна машина, вытаскивает другая. Иногда так пять-шесть застрянут. Легче было лишь тогда, когда наступали холода. Где по льду, где как шли машины. Время было горячее. Только на подвозке питьевой воды работало до 15—20 машин. Вот так мы и водили машины по болотам и топям» («Северный рабочий», 12.07.1963 г.).
В военное время количество машин на улицах города было по-прежнему незначительным. В эти годы даже городские автобусы прекратили движение.
В послевоенный период улицы города постепенно оживают. По ним движется, в первую очередь, грузовой транспорт, так необходимый для строящегося и растущего города. На страницах городской газеты постоянно печатаются объявления о наборе на курсы водителей грузовых машин.
Естественно, одной из насущных проблем становится состояние дорог. «Все автохозяйства нашего города расположены на 2-м участке, и для обслуживания предприятий автомашины выходят из гаражей сотни раз в день, а на этом незначительном участке дороги отвратительны, особенно от станции железной дороги до 2-го участка. Главное шоссе залито водой. Объезд, который находится у складского хозяйства завода, невозможно проехать, того и смотри, что машина останется без рессор или же без заднего моста» («Сталинец», 5.07.1946 г.).
При начале работ по благоустройству города в послевоенный период решением исполкома Молотовского городского Совета депутатов трудящихся было упорядочено уличное движение. Сообщение об этом напечатано в «Сталинце» 7 августа 1946 года: «В целях предупреждения несчастных случаев и упорядочения уличного движения на территории города исполком решил: установить скорость движения автотранспорта по городу Молотовск — для грузовых автомобилей 25 км/ч, для легковых — 30 км/ч… В целях разгрузки проезжей части улиц и обеспечения безопасности движения: 1) запретить движение пешеходов по проезжей части — на участках дорог, где имеются тротуары; 2) где нет тротуаров, только по правой стороне проезжей части по направлению следования».
Изредка на страницах газеты в 50-х и первой половине 60-х годов можно увидеть сообщения об уличном движении, транспорте, дорожно-транспортных происшествиях. В заметках на эту тему главными героями становятся не водители, а пешеходы. Если движение транспорта было подчинено правилам, то пешеходы правила уличного движения особо не изучали и, соответственно, не придерживались их.
«В 1962 году по вине пешеходов было совершено 52 процента дорожно-транспортных происшествий от общего количества. В конце января гражданка Ермолина шла по проезжей части Беломорского проспекта по правой стороне дороги. Увидев машину, она залезла на сугроб, но в момент проезда автомашины сугроб обвалился. Ермолина попала под колеса и получила ушиб обеих ног… Восьмилетний Саша Шергин на ул. Загородной на ходу зацепился за задний буфер автомашины ГАЗ-69. На выбоине машину тряхнуло, и Саша попал под заднее колесо», — писал «Северный рабочий» 26 апреля 1963 года.
В 60-х для регулирования движения на улицах на больших перекрестках были поставлены светофоры. В 1964 году их было шесть. Читаем заметку рабкора «Северного рабочего», напечатанную 15 марта 1964-го: «У светофора на углу проспекта имени Ленина и улицы Торцева обнаружился постоянный характер. Целых три дня подряд он может смотреть на пешеходов и водителей только зелёным глазом. Зато его собрат на ул. Полярной стреляет глазами так, что и не поймешь, в какую сторону направлен зелёный, в какую — красный. Третий светофор чересчур своенравен: с удовольствием смотрит на проспект Ленина, а на улицу Лесную — ноль внимания. Одним словом, у каждого светофора проявляется свой нрав. И у бедных водителей автомашин головы идут кругом от такого разнообразия».

Проспект Ленина, 1970-е. До сплошного потока машин пока далеко. Фото из фондов городского музея

Проспект Ленина, 1970-е. До сплошного потока машин пока далеко.
Фото из фондов городского музея

К 70-м годам количество транспорта в городе заметно увеличилось. А в газете появляется рубрика «Табло ГАИ», где пишут о дорожно-транспортных происшествиях.
Если в начале 70-х в нашем городе и неделя могла обойтись без ДТП, то в начале следующего десятилетия уже было по нескольку аварий в день. Вместо «Табло ГАИ» в газете появилась еженедельная рубрика «Светофор», подготовленная совместно с ГАИ.
В связи с увеличением парка автомобилей в 80-е годы возникли новые серьёзные проблемы. «Ежедневно в редакцию газеты «Северный рабочий» и в отдел внутренних дел приходит много писем. В своих письмах жители города высказывают серьёзную озабоченность тем, что владельцы индивидуального транспорта, ставя свои автомашины внутри кварталов, загромождают внутридомовые проезды, нарушают покой и отдых жильцов близлежащих домов, наносят вред кустарникам и газонам… И это в то время, когда в нашем городе личных гаражей более чем 7 тысяч. Имеется две платные стоянки ВДОАМ на 600 мест, с круглосуточным режимом работы», — писала газета 27 сентября 1984 г.
Прошло ровно 30 лет. Сейчас в Северодвинске более 60 тысяч автомобилей. И проблемы, о которых писал «Северный рабочий» в 80-х годах прошлого века, сегодня усугубились во много раз…

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей