Там строили плавкраны большой грузоподъёмности, ремонтировали военные и гражданские суда. Но в 90-е годы, когда Крым приобрёл статус автономной республики в составе Украины, на заводе произошли не вселяющие оптимизма изменения, он заполнился мелкими арендаторами, заказы выполнялись непрофильные, цеха стали как дочерние предприятия под «шапкой» Севморзавода, некоторые стояли пустые, доки «сухие», а уж когда зарплату перестали платить, пришлось Игорю Александровичу искать другое место.
Как опытный сварщик с Севморзавода на Севмаш попал
— Я чуть не плакал, когда ходил по заводу, прощаясь, — рассказывает он. — Жалко было. Чтобы возродить его до прежней производственной мощи, нужно вложить большие средства…
Наступил период, когда Игорь хватался за любую работу: сварщик на зимних теплицах в совхозе «Севастопольский», выгрузка металлопроката из вагонов, строительство домов от частной фирмы… Трудно предположить, чем бы это всё закончилось, если б не его величество случай.
Как-то жена Светлана, тоже оставшаяся без работы, увидела в центре занятости объявление о наборе сварщиков на северодвинский Севмаш. Рассказала мужу, и на семейном совете приняли решение: ехать ему на Север (это было уже после воссоединения Крыма с Россией). Опять же обстоятельства подпирали: дочь Ксения перешла на второй курс харьковского института, где учится на фармацевта-провизора, без финансовой поддержки вуз ей не окончить: плата и за обучение, и за общежитие всё увеличивается. Так что решился севастополец отправиться на Север и, судя по сегодняшним его отзывам, не жалеет.
Рассказывает:
— Сын помог написать резюме, ответ пришёл очень быстро. Медкомиссия, перелёт — и 14 июля я уже был в Северодвинске. Заполнил анкету, сфотографировался на документы, а 18 июля приступил к работе. В цехе 42 коллектив, где мастером Андрей Юшманов и бригадиром Максим Залесов, отличный, приняли дружелюбно. При оформлении дали второй квалификационный разряд, но уже восстановили какой был — третий. А дальше всё будет зависеть от меня. Есть желание освоить аргонную сварку и получить четвёртый разряд. Заработную плату обещали хорошую, меня она устраивает. Вдохновляет то, что у Севмаша много заказов и сегодня, и на перспективу. В бытовом плане тоже всё в порядке: живу в гостинице «Белые ночи», в комнате на двоих. До работы недалеко, можно доехать на автобусе. Город понравился, люди приветливые, на море побывал, и в парке, и на стадионе…
Конечно, он скучает по родным, по Севастополю, где так много солнца. Но к морозам Игорь Александрович привычен: испытал себя в Хабаровском крае, куда, как говорит, «на золото ездил». Работал в тайге, в артели «Амур», добывавшей в карьере золото. Как-то, похвастался, самородок нашли весом 415 граммов. На вопрос, соберётся ли семья здесь, в Северодвинске, отрицательно покачал головой. Нет, Светлана переезжать не будет: работы по дому хватает, большой огород, куры да утки требуют хозяйской руки. А познакомиться с Северодвинском, повидать мужа приедет. Он уже сейчас знает, что первым делом покажет жене. С сыном разговор на тему переезда был. Виталий успешно окончил ядерный институт по специальности «Инженер-системотехник» и готов работать на Севмаше, отец его ждёт. В свободное время занимается спортом, давно увлечён футболом, и, думается, спортивная общественность цеха 42 и Севмаша не упустит шанса пополнить свои команды спортсменом-разрядником.
Ещё один вопрос задали мы на прощание Игорю Александровичу: много ли, на его взгляд, в Крыму ценных рабочих кадров для российского судостроения, и в частности для Севмаша?
— Думаю, много, — ответил он. — У нас большинство севастопольцев едут на заработки в Питер, Петропавловск-Камчатский либо «на золото». На Николаевский судостроительный завод мы ездили шабашничать, но в целом он простаивает. Так что кадры Севмаша вполне могут пополниться крымчанами.
Надежда МАКСИМОВА