Армейский характер

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/1025_d1076.jpg

Такое трудно припомнить, чтобы человек пришёл в редакцию с увесистым домашним архивом. Виктор Павлович в этом смысле стал исключением. В канун своего юбилея захотелось, как пошутил он, «исповедаться».

Ветерану стройки В.П. Путилову – 80 лет

Потому что картины прошлого бередят даже во сне, он часто видит себя как бы со стороны. Например, стоящим возле башни танка Т-34. Проснувшись, усмехнётся, мол, это я сегодняшней ночью в армии служил. Или море красочных плакатов плывёт над его головой: ага, значит, с управлением механизации на ноябрьской демонстрации побывал.
Как говорит В.П. Путилов, он отдал стройке лучшие свои годы, и с ней душа срослась навеки. Кем он только не работал: мотористом, электриком, электромонтёром, машинистом компрессора, машинистом бульдозера, механиком, механиком-энергетиком, механиком по компрессорам, механиком участка экскаваторов…. Предприятия и организации менялись: УНР -21, «Строительство-142», «161-й строительный район» в Архангельском СУ, УНР-343, войсковая часть, но смысл труда заключался в одном — созидать.
В Северодвинске, Нёноксе, Архангельске, Плесецке, на архипелаге Новая Земля немало жилых домов, административных зданий, учреждений, объектов стратегического назначения, а также дорог, к строительству которых приложил руку в том числе и Виктор Путилов. Ему хочется хотя бы взором обнять всю эту мощь, но — увы! — человеку, пережившему инсульт, пройтись по улицам даже своего города непросто. Очень долго пришлось восстанавливаться, передвигается с палочкой.
Виктор Павлович — потомственный нёнокшанин, в далёкие годы на его родной земле процветал колхоз имени Ермолина. Туда и записался после окончания семи классов. Пахал, боронил. Попутно его приобщали к учёбе на моториста — колхоз имел свои суда для рыбной ловли. А вскоре молодого моториста направили на ледокол «Ленина».
Ещё одна значительная веха — служба в армии. «Она выковала мой характер, закалила, — с гордостью говорит ветеран. «И очень трудно мне понять, почему сегодня парни не стремятся отдать свой воинский долг Родине. Мое поколение к дисциплине относилось уважительно»…Он с любовью поглаживает фотографии ребят, с которыми вместе служили в танковой части. Всех помнит по именам, о каждом говорит что-то хорошее. А вот на снимке и сам механик-водитель (сначала брони Т-34, а позже Т-54) Виктор Путилов: снят на фоне Красного Знамени Таманской дивизии — поощрение за отличные показатели в боевой и политической подготовке. Когда рассказывает об этом, в голосе звенит сталь. «В армии служить почётно. Был бы молодым, призвался бы на сверхсрочную опять».
Он и призывался. Даже дважды. Мичман. Старшина-воспитатель штрафроты. И отлично справлялся. Подчинённые ни разу не подвели его, потому как умел выстраивать человеческие отношения, вёл обстоятельную переписку с родителями своих подопечных. Ему вообще всегда очень хотелось помочь людям стать лучше. Вот он достаёт из своего архива пожелтевший номер «Северного рабочего». На первой странице снимок, на котором легко узнаваем наш герой, но зато «в тени» его собеседник. Оказывается, запечатлено очередное заседание товарищеского суда в управлении механизации стройки. Председателем этого общественного органа Путилов был 14 лет. На мой вопрос, приносила ли борьба результаты, Виктор Павлович отвечает: «Я старался избегать слова «борьба» и ставил себе задачу давать провинившимся шанс на исправление ошибок».
В.П. Путилов постоянно работал над собой, как губка впитывал знания. Он успешно окончил заочное отделение Северодвинского политехнического техникума. У него много наград не только за успехи трудовые, но и общественные. Например, за замечательное оборудование кабинета «Технология, монтаж и ремонт СЭУ», за активное участие в оборонно-массовой работе, за вклад в развитие военно-прикладных, технических, авиационных видов спорта
(ДОСААФ), а также за активное чтение лекций, и не только в своём коллективе.
— Что вам помогало нести такой большой груз работы — внутренний настрой?
— Не только. Я всегда ощущал руку верной подруги, моей жены Екатерины Васильевны. Мы вместе работали в порту, она — электромонтажником, проверяла защиту подводных лодок перед выходом в море. Наград у неё больше, чем у меня…К сожалению, уже нет на свете моей Катюши. И детей моих — сына Михаила и дочери Людмилы — тоже. Обоим судьба отпустила мало, дожили всего лишь до 50.
Но у ветерана есть замечательная невестка Любовь Николаевна, внуки, правнуки.
А ещё толстый фотоальбом, с которым пришёл в редакцию… Когда накатывает тоска, он берёт его в руки. И открывает окно в своё прошлое.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей