Куклы Иры: тролли, гномы, крокодилы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/250_d1076.jpg

Напротив меня — молодая женщина. Большие глаза с искоркой внимательно смотрят на меня, будто спрашивают: о чём пойдёт разговор? Лёд настороженности и напряжённости начала знакомства почти сразу разбивает искренняя открытая улыбка Ирины Черепановой: «Давайте вначале расскажу о себе!».

Авторский бренд Черепановой — останется ли он в Северодвинске или уйдёт в более «хлебные» места?

Но почему разговор с ней и о ней, мастере-кукольнике, спросите меня. Для беседы есть повод — в августе региональной общественной организации Архангельского объединения авторской куклы «Кукольный домик» (Ирина Черепанова — председатель правления) исполнилось 5 лет. А ещё с Ириной хочется поговорить, потому что сейчас всё больше людей стремятся обрести творческие навыки, научиться делать своими руками красивые вещи. Как руководитель творческой мастерской и детской студии «Кукольный домик» Ирина обучила немало детей и взрослых конструировать игрушки и может рассказать немало интересного. Но для меня в нашем разговоре важнее узнать: как хобби, творческий порыв, авторские работы, пусть даже признанные шедеврами, становятся бизнесом? Можно ли заработать на куклах и как «выживается» в новом экономическом кризисе индивидуальным предпринимателям?

— Ирина, почему именно кукла? В народе к ней отношение неоднозначное: и как к оберегу, и как к порождению зла. Не страшен был такой формат творчества?
— В народе всегда к кукле относились с опаской. Но я считаю, что авторская кукла — это некий вид искусства. Это направление деятельности даже отдельной строкой прописано в программе Союза художников России.
— При создании кукол вы идёте от образа человека?
— Не всегда. Сейчас у меня доминирует скандинавская тема: тролли, драконы, гномы… Чтобы создавать этих персонажей, я перечитала множество сказок. Наверное, прошерстила всю мифологию. Зато сейчас у меня полное представление о том, какие они, эти сказочные герои. Как они выглядели, как связаны с людьми. Выяснила, к примеру, что на самом деле тролли отнюдь не злые существа, человеку помогали…
— В последнее время замечен явный интерес коллекционеров не столько к привычным предметам искусства, сколько к авторской кукле…
— Да, сегодня модно коллекционировать именно авторские куклы. Но коллекционеры интересуются куклой, только если видят в ней высокое искусство, шедевр. Что и определяет основную сложность этого бизнеса — в свой продукт нужно вкладывать не только все свои знания и умения, но и душу. Когда смотришь на куклу и понимаешь: она совершенна, в ней всё закономерно, на своём месте каждая чёрточка, каждая деталь — от каблучка до локона. И всё это должно выстроиться в голове мастера — от задумки до воплощения.
— То есть это должен быть продукт, увидев который все — и любители, и профессионалы ахнут от восхищения и потянутся за кошельком, желая купить его?
— Именно так. Не должно быть сомнений, что именно эту куклу нужно купить. На это влияет и узнаваемость художника. Фамилии авторов — как бренды. Есть поклонники определённых мастеров. Они отслеживают творчество кукольников, ждут выхода новых коллекций, подписываются на новые серии. Особенно это заметно, когда мастера ограничивают свой «тираж» — заявляют, к примеру, что выпустят всего 15 единиц новой серии.
— Создают у публики некий ажиотаж, чтобы куклы лучше продавались?
— Да, но не только… Главная цель мастера — постоянное привлечение к себе внимания аудитории. В обойме признанных оставаться непросто. Необходима постоянная вовлечённость в творческий процесс, на полгода сойдёшь с дистанции — и «поезд» ушёл. Навык, конечно, останется: руки дело помнят. А вот идеи, вдохновение… Их потом восстановить тяжело, а они — главное. Чуть притормозишь — и о тебе просто забудут.

Фото из архива И. Черепановой

Фото из архива И. Черепановой

— Кукла — это бизнес?
— Бизнес, но нужно постоянно быть в тонусе: думать, много работать. Бесконечные наброски, эскизы, лепка. Умение отключаться от действительности и снова включаться в работу. Лично я занимаюсь своими куклами круглосуточно. У каждого художника есть свои секреты поддержания в себе творческой струи. Кто-то убегает из города, от цивилизации, возвращается к истокам, кто-то сливается с природой. Всё для того, чтобы найти «изюминку» для будущей работы, чтобы она «зацепила». И это большая ответственность перед ценителями авторской куклы.
— Это проблема данного бизнеса?
— Думаю, не проблема, а характерная черта. Всегда быть в теме, держать руку на пульсе событий. Иначе всегда найдутся те, кто сделает шаг раньше и опередит.
— Сложен ли процесс создания куклы? Могу ли к нему приобщиться, к примеру, я?
— Научиться может любой. Но важно понять: есть разные этапы, обусловленные определенными задачами, которые ставит перед собой человек. Если есть желание обучиться мастерству на уровне хобби, то, соответственно, и вливаться в процесс создания игрушки нужно на этом уровне. Этот этап сменяется творческой потребностью применять полученные умения самостоятельно, и начинается постоянный поиск образов. Но самого зарождения идеи недостаточно. Нужно придумать и представить весь технологический процесс. Да так, чтобы кукла не развалилась — ни в плане восприятия её образа, ни в буквальном смысле. Своих учеников наставляю: делаем работу так, чтобы лет сто простояла. Это честный бизнес, за который автор в ответе.
— Недешёвый бизнес, однако, получается…
— Расходная часть в кукольном деле очень велика. Иной раз составляет и 70 процентов от стоимости куклы. Но я выбрала такой путь, и для меня это важно. По крайней мере, мне не стыдно за своих кукол: их одежда из дорогих натуральных материалов, платья отделаны антикварным кружевом, жемчугом и хрустальными бусинами. Куклы сделаны качественно: ручки-ножки у них точно не отвалятся.
— Гарантия качества?
— Однозначно! Но вернёмся к возможности научиться этому ремеслу. Перейти грань, отделяющую навыки и их самостоятельное применение, удаётся сразу не всем. Кто-то созревает через год, а кто-то и через несколько лет.
— Трудно ли вести бизнес на куклах с точки зрения законодательства? Эта сфера также подчиняется определённым правилам?
— Мне потребовались специальные юридические знания, так что пришлось идти учиться. Постоянно штудирую «Консультант Плюс», чтобы знать, какие документы нужны в моём деле, как обновляется законодательство, какова система налогообложения. Постоянно отслеживаю экономическую информацию, работаю со специальными табличками — взяла за правило заполнять их каждый вечер. Не занёс важную цифру — информацию потерял.
— То есть ваши налоги оплачены?
— Да.
— А налоговое бремя для кукольников справедливо?
— Трудность в том, что многие расходы бывает сложно подтвердить, по этой причине я плачу налог с доходов, хотя выгоднее было бы доход минус расход. Это бизнес творческий, потому и приобретения в нём иной раз носят спонтанный, творческий характер. Расходные материалы часто покупаются на ярмарках, на блошиных рынках, где чеков никто не даёт. А как подтвердить подобные затраты?
— Но можно ли в этом бизнесе заработать?
— Если есть желание, стремление и сознание того, что этим будешь заниматься 24 часа в сутки, то нет ничего невозможного.
— И всё же не у всех получается?
— Не все готовы к долгому разгону перед взлётом. К тому, что вначале долго вкладываешься в саморазвитие — в свои выставки, в своё имя как в бренд. Мои куклы стали находить устойчивый спрос не сразу. Экономический выхлоп будет в лучшем случае на пятый год, и к этому нужно идти с широко открытыми глазами. Обязательно нужно пройти через трудности своего дела. Пока тебя десять раз не обманут, не набьёшь шишки, не вникнешь в экономику своего дела. То есть выйдешь на тот уровень, когда уже чисто бизнес, а не только творчество.
— Ирина, как в вечной гонке не утратить позитив, мягкость, доброту?
— Научиться не оглядываться. Не оставлять негатив в себе. Хотя, конечно, невозможно не обижаться, когда с тебя, скажем, дважды снимут налоги. А творческий человек вообще такие моменты воспринимает крайне остро: «Всё! Конец жизни!» Из этого состояния «конца света» нужно учиться выходить. У меня такая формула: это прошло, и этого больше нет. И живёшь дальше.
— В череде трудностей не мелькала мысль всё бросить?
— Конечно, по большому счёту, мне проще уехать в большой город. Там снизятся затраты и будет выше доход. И поэтому для меня принципиально ответить на вопрос: нужно ли мне вообще оставаться в Северодвинске? Держит ли меня здесь хоть что-то?
— Каков ответ?
— Уезжать пыталась. Раньше держал сын, которому нужно было окончить школу. А сейчас он поступил в колледж в Минске, и вроде бы все дороги открыты… Но на пятый год моего бизнеса появилось осознание всего технологического процесса, построенного на опыте и ошибках. Всё отлажено, есть аудитория, а значит, и спрос. И главное — есть люди, которые тоже перешли на светлую сторону кукольников. И если им говоришь, что собираешься покинуть Северодвинск, они удивлённо спрашивают: «Как же мы без вас?» И вот это держит.
Держат дети, которые обучаются в моей студии. Заходишь в студию, а на тебя устремлены десятки широко раскрытых глаз, жаждущих новых впечатлений и навыков мастерства. Как обмануть их ожидания чуда от наших уроков? Вот тогда понимаешь, зачем тебе всё это надо! Где родился, там и пригодился. И развивать творчество, искусство нужно здесь.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей