Вечером 14 августа на причале яхт-клуба «Север» путешественников встречала немногочисленная делегация — журналисты и родственники членов экипажа. В закатном солнце яхта величаво-торжественно шла по спокойной водной глади. Наконец наведён трап и можно пожать руки капитану Виктору Кузнецову, матросу Владимиру Аверину и помощнику капитана Андрею Ивченко, поздравить с благополучным возвращением. Четвёртый член экспедиции Виктор Сафонов отправился из Архангельска сразу домой в Санкт-Петербург.
Северодвинская яхта «Агиней» вернулась из экспедиции в Амстердам, посвящённой российскому триколору
Напомним, целью экспедиции стало 320-летие государственного флага России. Этот праздник отмечается 22 августа. Как утверждают историки, впервые триколор был поднят Петром Первым 13 июня 1694 года на 44-пушечном фрегате, купленном Россией у Голландии и названном «Святое пророчество». Это событие произошло на рейде Амстердама — конечного пункта морского похода. Второй повод для хождения за три моря не менее значим — 320 лет назад, 20 мая 1694 года, в Соломбале был спущен на воду первенец российского торгового флота 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел».
Вот маршрут крейсерской яхты «Агиней», стартовавшей 27 июня: Санкт-Петербург, Хельсинки (Финляндия), Готска-Сандён (Швеция), Борнхольм (Дания), Нойштадт и Киль (Германия). Первоначально яхтсмены планировали вернуться к родным берегам 10 августа, но море внесло свои коррективы. В плавании у берегов Норвегии полетела лопасть винта, пришлось вставать на ремонт, отнявший несколько суток. В остальном экспедиция проходила без особых приключений. Ну, не считать же экстримом штормы — это рядовые будни мореходов, какими бы сильными они ни были. Кстати, плавание началось и закончилось ими. А вот шторм в Балтийском море даже помог нашим морякам, он был хоть и сильным, но с попутным ветром.
Мы не могли упустить случая прямо у трапа расспросить экипаж «Агинея» о самых запомнившихся эпизодах путешествия. Как рассказал Виктор Кузнецов, к негативным впечатлениям можно отнести практически полное отсутствие на российских берегах инфраструктуры для яхтсменов. И дикие нравы владельцев частных причалов. Так, в онежском краю яхта пристала к частному пирсу, и нужно было всего минут двадцать, чтобы сбегать в магазин и пополнить запасы провианта. Тут же объявился хозяин с охранниками и стал прогонять прочь, угрожая тюрьмой. Даже слова о готовности заплатить за стоянку не смогли успокоить возбуждённого гражданина. Для сравнения: в любом зарубежном порту первые несколько часов , а кое-где и сутки стоянки не стоят ничего, а сами марины (места для яхт) оборудованы всеми принадлежностями для комфортного времяпровождения — туалетами, душевыми, стиральными машинами и другими «мелочами».
Из курьёзов — вояж в миграционную службу Амстердама, где нужно было проставить отметки о прибытии в конечную точку маршрута. По словам Андрея Ивченко, в порту представителей этой службы не оказалось, а расспросы долгое время не приносили желаемого результата. Сотрудники таможни и другие официальные лица никак не могли взять в толк, что нужно этим русским. У них ведь границы открытые, им такие формальности ни к чему.
Не раз довелось объяснять, что яхтсмены пришли в Голландию на своём корабле, а не прилетели самолётом. В конце концов искомое нашлось в 25 минутах езды от Амстердама на местной электричке. Но вот незадача — оказалось, что штампы в загранпаспорта нужно ставить в день отплытия, причём паспорта «оптом» не принимались. Пришлось несолоно хлебавши возвращаться на яхту и на следующий день повторять путь всем экипажем.
В культурную программу делегации вошли экскурсия по Нойштадту, посещение в голландском городе Заандам домика Петра I. В нём он жил во время пребывания в стране в 1697 году Великого посольства. Реликвия спрятана внутри другого дома в своеобразном футляре. Примечательно, что заведующим музеем вот уже 15 лет работает русский эмигрант. Осмотрели северодвинцы и музей под открытым небом — этнодеревню Старую Голландию, очень похожую на наши Малые Корелы. Эта деревня напоминает о главном назначении голландских мельниц — не зерно молоть, а воду откачивать: страна расположена ниже уровня моря.
И официальная часть экспедиции. В Нойштадте моряки встретились с местным председателем Совета депутатов и руководителями Общества защиты детей — давними друзьями Северодвинска. Результатом переговоров стала договорённость об отправке за границу на время летних каникул на стажировку юных яхтсменов. Принимающая сторона готова взять на себя заботы и расходы по проживанию и питанию, предоставить суда и наставников. На нашу долю выпадает оплата проезда. Условие одно — дети должны общаться на английском языке. К каждому стажёру переводчика не приставишь. Идея классная, но чтобы она не повисла в воздухе, нужно проработать все детали. Более предметный разговор на эту тему состоится в муниципалитете, куда экипаж «Агинея» отправится с отчётом о плавании.
Мы не могли не спросить у Виктора Кузнецова, как воспринимают норвежцы, немцы и голландцы политические заявления и обмен экономическими санкциями между Россией и Евросоюзом. Специально, сказал Виктор Иванович, они такие вопросы своим собеседникам не задавали, но если в разговоре затрагивались эти темы, то слышали, что отношение к нашей стране дружественное. У немцев наш президент котируется выше Барака Обамы. И вообще, моряки всегда найдут общий язык.
А ещё экипажу «Агинея» запомнились… кролики. Они в Амстердаме повсюду, как у нас кошки. А вот знаменитые голландские тюльпаны на момент прибытия яхты уже отцвели.