Рыцарь меча и пера

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/08/168_d1075.jpg

Первая: нынче летом в Северодвинске (в магазине «Мир книги») появилась возможность приобрести сочинения архангельского врача и писателя Александра Тутова. Вторая: 23 и 24 августа в Архангельске впервые состоится фестиваль, посвящённый Александру Грину — тому самому, который написал «Алые паруса», «Бегущую по волнам» и другие прекрасные книги. Организатор Гриновского фестиваля — тот же Александр Тутов, о котором я хочу рассказать.

У меня две новости о Тутове — хорошая и… хорошая

Врач — и фантаст
Александр Николаевич Тутов родился 3 июня 1966 года в Коряжме. Окончил Архангельский мединститут и Северо-Западную Академию госслужбы при Президенте РФ. Врач-невролог. Участник боевых действий на территории бывшей Югославии. Основатель (а затем руководитель) клуба исторического фехтования и русских единоборств «Ушкуйник», организатор фестивалей исторического фехтования «Нордкон». Член Союза писателей РФ, автор более 20 книг: фантастика, боевик, военная проза, книги по медицине, литература для детей.
Александр Тутов говорил о русском патриотизме, когда само слово «русский» было в загоне. Я глубоко уважаю его за это. И за то, что он возродил в литературе незаслуженно забытый жанр — «рыцарский роман».

Один из донкихотов
В школе преподаватели литературы настоятельно подчеркивали, что «Дон Кихот» является пародией на тогдашнее умирающее рыцарство, поэтому Сервантес был «прогрессивным» писателем: таким оригинальным способом он «боролся против отживающего феодализма за более передовой строй — капитализм».
Лично я в великом романе Сервантеса никаких насмешек над рыцарством не вижу. Дон Кихот и его верный оруженосец здесь явно положительные герои. Рыцарь Печального Образа и Санчо свой долг видят в борьбе со злом и защите слабых и угнетённых. А вот те крестьяне, горожане, купцы и «продвинутые» аристократы, что смеются и издеваются над ними, — типажи, безусловно, отрицательные.
И потом в мировой литературе будут находиться донкихоты, пытающиеся вернуть человечество к «устаревшим» ценностям. Вальтер Скотт и Артур Конан-Дойль не просто писали исторические романы — они воспевали героев, для которых справедливость выше закона, защита слабых — обязанность. Из более современных авторов можно отнести к этой категории Джека Лондона (несмотря на то, что он называл себя социалистом) и Эрнеста Хэмингуэя. А в нашей литературе это, безусловно, Александр Тутов.
Все главные герои его книг являются Рыцарями. И скромный журналист Алёша Митяшин из повести «Баба-Яга», и удалой новгородский ушкуйник Александр Никитович («Ледяное дыхание»), и космодесантник из далёкого будущего Ксан Гривс, и врач Алексей — русский доброволец в пылающем Сараево.
Книги Александра Тутова, хотя там зачастую описываются сказочные события, заставляют задуматься над словами «совесть», «справедливость», «долг», «бескорыстие», «честность», «правда»…
Особо хочу сказать о тутовских принцессах. Теперешние героини фэнтезийных романов и на лошадях скачут, и мечом машут, и по стенам прыгают не хуже мужиков. В книгах Тутова принцессы тоже могут взять в руки оружие, если жизнь припрёт, но всё же главные заботы у них другие. Ждать спасителя-избавителя или суженого из дальнего похода. Заботливо подарить оберег на дальнюю дорогу. Выйти из покоев и чарующей улыбкой «сразить наповал» сурового воина — вот их предназначение. Рыцарское отношение автора видно уже по портретам женских персонажей: все они мудры и прекрасны. Даже столетняя северная колдунья. Даже Баба-Яга — красивая и мудрая женщина средних лет, в молодости покорившая сердце юного богатыря.

Русский в Сараево
Александра Тутова занимают не только приключения рыцарей и звёздных десантников.
Книга «Русские в Сараево» написана во многом по воспоминаниям самого автора, участника боевых действий. Картины кровавого хаоса, жуткие своей обыденностью, и совсем не бравурный финал — эта повесть знаменует собой новый творческий этап, она не похожа ни на одну из его книг, написанных ранее.
Врач, предназначение которого — спасать людей, берёт в руки оружие. Бывшие друзья и соседи встречаются в бою, воюя по разные стороны линии фронта. Где-то в развалинах засел американский наёмник-снайпер, задача которого: «настрелять» побольше мусульман (желательно стариков, женщин и детей), чтобы европейская общественность возмутилась «жестокостью сербов», и страны НАТО вмешались в конфликт. Рядом с русским врачом Алексеем находится девушка Рада. Кто она — сербка, хорватка или боснийка-мусульманка, друг или враг?..
Не буду пересказывать содержание повести «Русские в Сараево». Скажу одно — читал не отрываясь.

Грин в Архангельске
Александр до сих пор — практикующий врач. А ещё он ведёт бурную общественно-политическую деятельность, готовит цикл передач для телевидения. И пишет новые книги. Его энергии и целеустремлённости можно позавидовать. Хочется пожелать ему дальнейших успехов. Не только в литературе.
А с 23 по 24 августа в Архангельске на Кегострове пройдёт Гриновский фестиваль, посвящённый творчеству ещё одного русского писателя «рыцарского жанра» — Александра Грина.
Александр Тутов является организатором этого мероприятия, призванного освежить в памяти современников образ его знаменитого тёзки — Александра Степановича Гриневского, с ноября 1910 по май 1912 годов отбывавшего в наших краях ссылку, а позже известного всей России (и не только России) как Александр Грин, фантаст-романтик. Полтора года северной ссылки он отбывал вместе с женой Верой Павловной. Они обвенчались в тюрьме перед отъездом в «места не столь отдалённые». Сначала проживали в деревне Великий Двор близ Пинеги, потом Гриневский по состоянию здоровья был переведён в Архангельск и поселён на Кегострове.
По-моему, внутренне оба Александра очень похожи. Оба — писатели-романтики. И у того, и у другого герои сражаются за справедливость, ненавидят подлость, жестокость и малодушие. Чтобы убедиться в этом, загляните в их книги.
Сергей ДЕКОПОЛЬЦЕВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей