Раиса Евглевская: время несуетных мыслей

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/07/359_d1070.jpg

Ровно пять лет назад мы проводили на заслуженный отдых заместителя редактора «Северного рабочего» Раису Андреевну Евглевскую. Помню звонки читателей: «А где Раиса Андреевна? Как — ушла? Совсем?» Одна женщина, рассказав, что журналист Евглевская когда-то ей помогла решить сложную проблему, очень просила дать её номер телефона — неужели не поможет ещё раз!..

Сегодня у Раисы Андреевны день рождения и новый юбилей. Который мы не можем не отметить

Так как наша коллега вместе с семьёй дочери в 2010 году переехала в Липецк, собраться в редакции за столом и, как бывало, разделить на всех привезённый ею огромный арбуз мы не можем — зато можем взять интервью с помощью электронной почты.
— Раиса Андреевна, знаю, что вы следите за жизнью Северодвинска. Какие события за эти пять лет показались вам настолько интересными, что вы пожалели, что уже не можете их осветить на страницах «СР»?
— Из пяти лет, которые я провела вне стен редакции «СР», четыре года прошли в Липецке. Здесь живёт моя подруга и коллега Анна Сьянова, которая до 1988 года была заместителем редактора нашей газеты.
Летом 2011-го я приезжала в Северодвинск. И в дороге ощущала, что возвращаюсь домой, это было удивительно и радостно.
Ходила по знакомым улицам и с болью отмечала запущенность города: разбитые дороги, заросшие травой дворы — те, которые когда-то признавались лучшими. Я же сама в 70-х вела конкурсы «Лучший двор года», «Лучший цветник-балкон». Кстати, эти конкурсы были инициативой газеты, поддержанной горисполкомом.
Конечно, не вина, а беда Северодвинска в том, что практически на два десятилетия упал интерес к нему, точнее, к подводному кораблестроению со стороны державной власти. Наша газета переживала трудные годы вместе с градообразующими предприятиями и называла вещи своими именами.
Вы помните, что на страницах «СР» стали выходить корпоративные газеты Севмаша и «Звёздочки». Журнал «Город Северодвинск» широко освещал и значимые события на предприятиях, и сложности, которые приходилось преодолевать.
И в последние четыре года я не преминула бы вернуться к некоторым темам. К работающей на месторождении «Приразломное» одноимённой нефтедобывающей платформе. К АПЛ, о которых сегодня говорят, как о последнем слове науки и техники. К личностям, которые положили жизнь на спасение российского кораблестроения: директоре атомного центра судостроения
Д.Г. Пашаеве, генеральном конструкторе ЦКБ «Рубин» С.Н. Ковалёве. Наверное, звучит пафосно, но это чрезвычайно важные темы в судьбе страны и Северодвинска.
— Говорят, что журналист — всегда журналист. Тянет ли вас до сих пор примечать, анализировать, писать (например, для липецких изданий)? Ведь у вас колоссальный опыт, аналитический склад ума.
— Благодарю за комплимент. Примечать и думать, конечно, неотъемлемые качества любого человека. Но писать в региональные издания желания не испытываю. Видимо, пришло время не суетных мыслей.
— Меня впечатлило фото, где вы дарите внучке Варваре арбуз. Подумалось: может быть, это и есть главное сейчас в вашей жизни — семья, солнце, земля и то, что вы на ней выращиваете. Это так?
— Подарить внучке арбуз, собственноручно выращенный к её дню рождения, приятно, что и говорить. И отдать долг семье тоже важно. Ведь дети наших журналистов росли, так сказать, попутно. Журналистика требует постоянного включения, размышлений, иначе это будет либо поверхностное описательство, которое сродни графоманству. Либо просто мелкое, не задевающее мысли и души читателя жонглирование словами.
Моим дочерям всегда казалось, что работа для меня главнее, чем они. И когда я сказала, что они для меня — оправдание моей жизни, они встретили моё признание с недоверием. Зато вырастали наши дети самостоятельными, ответственными.
Работа на земле тоже интересна. Особенно первое время. Когда из невзрачных семечек вырастает краснобокий помидор или чрезвычайно вкусный огурчик, это сродни рождению ребёнка — удивительно и радостно. Но повседневная работа требует пота, ноющей поясницы и доставляет куда меньше удовольствия.
— Сложно ли было вживаться в новую среду?
— В 65 лет я ушла из редакции. 38 лет прошли в служении газете, городу, профессии. Газета ведь конвейер. И вдруг он остановился. И ты уже не звено всего, что казалось тебе таким важным, — касается ли это небольшой заметки, большой проблемы, микроклимата редакции или зарабатывания денег, на которые должен жить коллектив, выпускаться газета. Кстати, эта составляющая была последние десятилетия едва ли не самой главной. Когда эти заботы перестали быть моими, я осталась наедине с собой. С этим сталкивается каждый человек, отходя от дел. Начинается переоценка всего, поиск новых ценностей и значимостей. И это действительно непросто.
— Что вы нашли в Липецке положительного, чего не хватает Северодвинску? А что положительного осталось в Северодвинске, чего нет там?
— Липецк — город металлургов. В отличие от Северодвинска, он вписался в новую российскую политику. Новолипецкий металлургический комбинат стал градообразующим предприятием, хотя прекратили своё существование старейший металлургический завод, тракторный, станкостроительный… Но регионы Центрально-Чернозёмного района — доноры. В последние годы СССР деятельные и мудрые руководители Липецкой области газифицировали регион. Так что в деревнях здесь живут со всеми удобствами. Хорошие дороги, налаженное сообщение между населёнными пунктами. Идёт массовое строительство удобных загородных домов, разных по объёму и цене. Можно жить в деревне — работать в городе. Пенсии здесь меньше, чем на Севере, но климат иной — очень короткий период холодов, практически не нужны шубы и тёплые пальто, земля кормит щедрее.
А в Северодвинске живут очень симпатичные люди. Среди горожан много приезжих, и ехали те, кого привлекали не только северные надбавки, а интересное дело. Сформировался костяк — теперь уже постаревших — романтиков, энтузиастов, которым не свойственны рвачество, жлобство. Да и сам Север — жемчужина. Это понимаешь, потеряв его.
— У вас уникальная семья, в которой каждый играл в Северодвинске не последнюю роль. Можно узнать, чем сейчас занимаются ваши дочь Майя Лаукартэ (Евглевская) и зять Сергей Непогодьев? Проявляет ли интерес к журналистике внучка Варвара?
— Сергей Непогодьев вернулся к первоначальной профессии, преподаёт физику и математику в школе. Майя Евглевская работает в телекомпании «ТВК-Липецк». Её журналистское имя известно в области. Варя ещё недавно хотела стать палеонтологом, теперь — судмедэкспертом. Кем захочет быть завтра, сказать трудно.
— Ваши пожелания молодому составу нашей редакции.
— Очень хочу пожелать интереса к профессии, целеустремлённости, любви к газете, уважения к её истории. Трудности были всегда — и до нас, и с нами, и после нас. Знаю, приходится преодолевать управленческий, экономический кризисы. Но, как оптимистично говорят друг другу американцы в сложное время: «У вас появилась возможность доказать, сколько вы стоите».
— Верите ли вы, что к 2036 году исчезнут бумажные газеты да и сама профессия журналиста?
— Журналистика не исчезнет, пока есть человек. Древнейшая же наша профессия… Смотрите, как она заиграла в связи с обострением международных отношений. Какие симпатичные отчаянные тележурналисты работают на Украине, чтобы мы знали о событиях у наших славянских братьев! Возможно, бумажные газеты потеряют тиражи и массовость. Но станут неким ценным эксклюзивом для тех, кто любит думать и знать.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей