Условно доступный

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/06/900_d1068.jpg

Ирина Цыганова — инвалид-колясочник. Живёт на девятом этаже дома по улице Коновалова, 20. Лифт, в который надо ещё очень постараться заехать, ходит только до восьмого этажа. А дальше два лестничных марша, которые ей не преодолеть самостоятельно. 20 ступенек. И ещё дважды по пять на первом этаже в тамбуре подъезда и на крыльце. И это не единственное препятствие, из-за которого она фактически только раз в год и только с помощью друзей выходит из дома.

Строительство пандусов приближает окружающий мир к инвалидам только на бумаге

Решает всё. Посмотрите на наши дороги и тротуары — коляской я одна рулить не смогу, — рассказывает Ирина о своих злоключениях. — И дочь не поможет, только взрослый мужчина. Пандусы не помогают решить проблему. Это вообще сказки. Не то что инвалид, не каждый спортсмен сможет взобраться по пандусу. Есть пандус в «Сити», а дальше порог, который самостоятельно преодолеть не могу. Уличный подъёмник в банке — целая эпопея. Он ломается, хрустит, трещит, полчаса едет. И чтобы мне им воспользоваться, надо каким-то образом сначала попасть внутрь и позвать операциониста. А они заняты, хотя я предупреждаю, что приеду. Потом жизнь так сложилась, что пришлось обращаться в мировой суд — а там для инвалидов вообще ничего не оборудовано…
На этом фоне всякие программы вроде «Доступной среды» трудно воспринять иначе, как издевательство. Битва за пандусы, неважно в рамках чего она ведётся — целевых бюджетных ассигнований или планово-механической работы надзорных инстанций, не делает жизнь инвалидов по-настоящему комфортнее.
Дело в том, что пандусы — это конечные точки маршрутов. Дорога в любое учреждение начинается от квартиры. И, как следует из рассказа Ирины Цыгановой, для многих людей с ограниченными возможностями там и заканчивается.
Вот ещё одна история из жизни — в одном из домов на улице Советской женщина-инвалид, живущая на первом этаже, попросила соседей разрешить ей сделать за свой счёт отдельный выход на улицу. Ей отказали. Собственники жилых помещений мотивировали своё решение тем, что вдруг она потом переведёт свою квартиру в нежилое помещение и продаст…
Но вернёмся к пандусам. Выходит, что даже если весь город обустроить ими, то пользы от этого будет с гулькин нос. Как говорят в народе: «Не ставьте телегу впереди лошади». Но, похоже, эта простая истина непостижима для чиновников и разного рода контролёров. Наоборот, они с непонятным упоением продолжают громоздить пандусы. И отчаянно сражаться друг с другом.
За примером далеко ходить не надо. Прокуратура Северодвинска обратилась в суд с исками к мэрии. Требует обязать администрацию города сделать пандусы в краеведческом музее, детской художественной и музыкальной школах. Закроем глаза на то, что в том же музее и без судебных тяжб пандус появится в этом году. Учреждение внесено в соответствующую программу, необходимое финансирование выделено, проект готов. Оставим без внимания предмет иска по этому учреждению культуры — зачем пахать там, где уже вспахано?
Однако непонятно, почему око государево озаботилось пандусами для них в середине года. Бюджет расписан до копеечки, соответствующие программы свёрстаны и утверждены. Почему прокуратура не пришла со своими предложениями, когда эта работа только начиналась? Иск написать просто, а вот где взять деньги для исполнения судебного решения? Снять с других школ, которые отнюдь не барствуют или, к примеру, сократить объёмы благоустройства? Ответов на эти вопросы в исковых заявлениях не содержится.
И ещё один нюанс: не получается ли так, что прокуратура, «напрягая» администрацию города, действует в одностороннем порядке? Ведь торговые точки или казённые учреждения Северодвинска, в которых есть пандусы, можно пересчитать по пальцам. А вот тот факт, что после пандуса колясочника в том же музее ждут пороги и лестница на второй этаж, похоже, оказался вне поля зрения прокуратуры.
Резюмируем: решение проблемы доступности для инвалидов требует времени и денег, глобального и системного подхода, а не лихих кавалерийских надзорных атак и не связанных друг с другом мероприятий.
И это не наш вывод. Это следует из выступления Владимира Путина в ноябре 2013 года на Всероссийском съезде муниципальных образований о проверках и контроле (www.kremlin.ru): «Там, по-моему, из всего объёма проверочных мероприятий только каждый 16-й случай — какие-то нарушения, а вся остальная масса проверок ни к чему не приводит, только от дел людей отвлекает <...> нужно, конечно, решать вопрос в целом, системно, по существу, балансировать доходы и полномочия, если вернуться к этим вопросам, а не проводить бесчисленные проверки «для галки», назначать дисциплинарные взыскания, раздавать предписания, заранее зная, что выполнить их просто нереально». Конец цитаты.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей