MENU

Несмотря на сложную кадровую ситуацию, в школах всё же работают молодые перспективные педагоги.
Фото Владимира Бербенца Несмотря на сложную кадровую ситуацию, в школах всё же работают молодые перспективные педагоги. Фото Владимира Бербенца

21.05.2014 • Образование

Горе от ума

На митинге 1 Мая Светлана Деснёва, председатель горкома профсоюза работников образования и науки, заявила о том, что если в ближайшее время не изменить ситуацию с подготовкой педагогических кадров для школ и дошкольных учреждений, то через несколько лет работать в них будет просто некому

Школы и детсады: пенсионеры уходят, молодёжь не готова к работе с детьми

Кадровый дефицит в системе образования не новость, родители давно жалуются на катастрофическую нехватку толковых учителей. Но что дела обстоят настолько печально, мы, честно говоря, не подозревали. И попросили Светлану Деснёву о встрече, чтобы узнать, есть ли у системы образования шанс устоять на краю пропасти?

Фото Андрея Мирошникова

Фото Андрея Мирошникова

Светлана Александровна рассказала, что сегодня средний возраст северодвинских учителей 47 лет. Они вместе с уже достигшими пенсионного возраста составляют в северодвинских школах треть педагогического «гарнизона». И ситуация, когда по прошествии пары лет на пенсию окончательно уйдут последние «зубры» педагогики, а освободившиеся места занять будет некому, вполне реальна. Грубо говоря, образование балансирует на грани обвала. Единственное, что сейчас удерживает ветеранов от прощания со школой, — это скромный размер пенсий. Когда существовать можно, а жить нельзя. А молодые специалисты не приживаются, потому что их образование не подходит для практической работы.
— У нас идёт классическое образование. Такой направленности, какую давали советские педагогические вузы, когда на каждом курсе была определённая педагогическая практика, нет. Сейчас у тех, кто выбирает преподавание в школах, практика была в очень малом объёме. Например, нет методики преподавания предмета. Поэтому представьте: выпускники вузов приходят в школу и по большому счёту первый раз видят детей. Для них это шок. Мало того что надо грамотно преподавать свой предмет, заинтересовать класс, организовать обучение, так ещё ведь нужно работать с документацией, самому готовиться к урокам. Если, конечно, не сводить работу к пересказу учебника, — пояснила Светлана Деснёва.
Этим словам веришь ещё и потому, что председатель Северо-двинского горкома профсоюза работников образования знает проблему изнутри — Светлана Александровна сейчас преподаёт.
Ещё одна проблема образования, которая скрыта за внешне красивыми цифрами, — число фактических и отчётных вакансий. По информации, предоставленной «СР» в горкоме профсоюза работников образования, в северо-двинских школах на начало 2014 года не хватало всего двух учителей истории, трёх — математики и по одному — информатики и английского. А на практике потребность в педагогах по этим и другим предметам гораздо выше. И вот почему: многие учителя работают на 1,3 или 1,5 ставки.
Первый вопрос: если убрать совмещение, то чем заполнить сразу образующиеся дыры в штатном расписании? Второй: не является ли совмещение причиной тех высоких зарплат (31 273 рубля в среднем на конец 2013 года), о которых как о показателе достойного вознаграждения учительского труда нам говорят с высоких трибун? Третий: насколько хватит педагога-совместителя, работающего фактически на износ?
Аналогичным образом обстоят дела и с воспитателями в детских садах. Самое печальное в том, что, как рассказала Светлана Деснёва, в течение трёх последних лет учительское сообщество неоднократно пыталось обратить внимание руководства САФУ — главной кузницы кадров — на эту негативную тенденцию и добиться увеличения пед-практикумов. Но, по большому счёту, воз и ныне там. Учитывая остроту темы, редакция «СР» запросила комментарий у администрации Арктического университета. Кроме обозначенного вопроса нас интересует: правда или нет, что САФУ в ближайшие годы не собирается готовить для школ учителей физики?

Comments are closed.

« »