Как вернуть профессии учителя особый статус?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/05/280_d1066.jpg

На подходе целый пакет законодательных проектов, которые меняют само отношение к сфере образования и предъявляют новые требования к педагогам. Какой должна стать школа в ближайшем будущем и, главное, каким должен быть в ней учитель? Об этом мы беседуем с начальником управления образования Сергеем ПОПОЙ.

Школа и преподаватели будущего

Контракт станет эффективнее
— Разговор уместно начать с вопроса, который задал наш читатель о том, что родителей школьников волнует, как собираются оценивать эффективность работы учителя? Говорят, на подходе новые критерии оценки качества работы педагога…
— Это вопрос исключительной сложности. Есть понятие «эффективный контракт» — договор, который определяет круг обязанностей педагога и систему оплаты его труда. Она зависит от основной заработной платы, которая состоит из окладной части и стимулирующей составляющей. Это совершенно новый ряд документов, где прописаны критерии оценки качества работы педагога, и для нас, и для руководителей. Поэтому переход на так называемый эффективный контракт будет непрост. С 1 сентября новые трудовые требования должны вступить в силу.
— В чём сложность перехода на эффективный контракт?
— Моменты начисления зарплаты сегодня понятны не всем учителям. Например, почему, выполняя одну и ту же трудовую функцию, один педагог может получать средний по промышленности, а другой — на порядок выше? Разделение по зарплате может произойти уже на основании наличия у учителей одной и той же квалификационной категории. При 36-часовой рабочей неделе учитель с высшей категорией может получать, допустим, 50 рублей в час, а его коллега первой категории — 45. Разница может быть и ещё заметнее — в зависимости от выполнения тех или иных нормативов, прописанных в контракте.

В школе менеджмент особый
— Новые критерии эффективности касаются и аттестации сотрудников?
— Конечно, и это важная составляющая. Сегодня аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна раз в пять лет. В этот же период учителей аттестуют на высшую и первую квалификационные категории. Комиссии создаются на уровне субъектов Федерации, поэтому мы на их решение влиять не можем. Педагогов оценивают независимые эксперты, чаще всего это педагоги других школ города, прошедшие специальную учёбу.
— Какова роль директора в процессе создания школы ближайшего будущего?
— Тут можно говорить о борьбе тенденций. Сегодня существует идеология менеджмента: руководитель в любой сфере — это прежде всего менеджер. Но, если забыть об особом статусе образовательного учреждения, об идеологии эффективной школы, мы потеряем особую атмосферу, уклад жизни образовательного учреждения. Поэтому нужно соединить почти несоединимое по Есенину — эту жабу с этой белой розой. «Жаба» в данном случае — это идеология менеджмента, «роза» — идеология эффективной школы. И другое сегодня в чистом виде неприемлемо.
— Иными словами, на подходе и стандарт качества для самого директора школы. Педагогам предстоит освоить целый пакет новых документов.
— Преобразования рассчитаны не на один день и даже не на один год. Повышение зарплаты, требования к аттестации, моменты, связанные с эффективным контрактом, профессиональным стандартом, — звенья одной цепи. Это попытка вернуть особый статус учителя, который в обществе утрачен.

Декольте не носить, джинсы не надевать
— Расскажите про обсуждаемый сейчас этический кодекс педагога: что в нём принципиально нового?
— Никакого ноу-хау здесь нет. Во многих школах есть кодекс чести гимназиста, кодекс чести учителя и прочее. Министерство образования РФ просто постаралось обобщить идеальное представление о том, что из себя должен представлять учитель, исходя из особого статуса сферы образования.
— Что прописано в отношениях педагога с учеником?
— Не допускаются, например, грубость, проявление пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений.
— Но это сборник нравственных законов — заставить следовать им никто не может.
— И в то же время это будет принятый документ. В соответствии с новым законом в учреждении должны создать комиссии по урегулированию споров. Поэтому, если педагог будет замечен в предвзятости в отношении ребёнка, нарушит кодекс профессиональной этики, он будет отвечать на комиссии.
— Какие санкции тут могут быть?
— Те, что прописаны в эффективном контракте. Педагог может лишиться, например, части своей заработной платы.
— О внешнем виде педагога в кодексе что-нибудь сказано?
— Есть специальный пункт: внешний вид учителя должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
— Но о введении формы для учителей, что обсуждается последние полгода, речи не идёт?
— Нет. Однако образовательное учреждение может предъявить более развёрнутые требования к одежде в своих нормативных документах. Не носить, например, декольте, брюки и джинсы. Сегодня есть школы, где этот деловой стиль уже присутствует. В то же время знаю педагогов, которые и в джинсах виртуозно ведут свои уроки. Но если мы хотим предъявить требования к ученикам, нужно начать с себя.

Смена поколений — требование времени
— Система сегодня претерпевает изменения: приняты новые ФГОС, в ближайшем будущем в школах прочат широкое использование электронных учебников… Справится ли с этим нынешнее поколение учителей?
— Что мы видим сегодня — стареющий педагогический корпус. Есть объективные и субъективные причины, но когда говорят, что учителей нет, это не совсем так. Людей, получивших педагогическое образование, в стране и нашем городе достаточно много. Не все пришли в школу, и многие просто потому, что не было мест: по целому ряду специальностей было перепроизводство. И не факт, что они сегодня не готовы вернуться. Но позиция большинства директоров зиждется на том, что старый конь борозды не портит, а придёт новичок — непонятно, что будет. Но чем скорее произойдёт смена поколений, тем лучше.
— Читала, что в ближайшие годы учителя должны будут научиться разбираться в социальных сетях, овладеть многочисленными электронными устройствами.
— У нас есть один неплохой проект в Северодвинской городской гимназии по электронной школе. Но есть и реальная проблема тех кадров, которым это тяжело даётся. То, что делает сегодняшний студент практически не глядя, многим приходится выполнять, тщательно вчитываясь в литературу. Появилась электронная доска — у нас сегодня даже обученные люди ею овладевают на 10—20 процентов. А надо на сто.

Диплом имеешь — получи сертификат
— Многие сегодня ругают молодых учителей, мол, приходят из вуза со слабыми знаниями. Чего им не хватает?
— Большая проблема отрасли в том, что в системе САФУ нет педагогического института. Если бы его создали, это было бы великим благом для всей области. Пед-институт, в котором училось моё поколение, готовил исключительно к одному — стать учителем и учить детей. Поэтому помимо общих знаний нам давали знания по возрастной психологии, физиологии, методике преподавания предмета. И, конечно, была многочисленная практика, начиная с пионерских лагерей, работы в школе в течение года по различным направлениям и педагогических практик у учителей. Не хватает целенаправленной работы, при которой будущего учителя бережно передают в руки действующих педагогов.
— А кто-то вообще оценивает компетенцию молодого учителя? Или рады уже тому, что он пришёл в школу?
— Основной критерий сегодня — это диплом. Нет противопоказаний — можешь преподавать. В других странах существует практика, когда помимо диплома специалист получает отдельно ещё и сертификат на право вести ту или иную деятельность. Рано или поздно и мы к этому придём.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей