Остановка «Онкология»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/02/207_d1057.jpg

Получив задание взять интервью у главного врача областного онкологического диспансера Андрея Красильникова, я намеренно поехала в Архангельск на рейсовом автобусе № 153 (который идёт в аэропорт) — потому как не раз слышала, что добираться до диспансера северодвинцам сложно.

Сегодня — Международный день борьбы с раком

В 9.05 мы отправились с пр. Труда. Покупая билет, спросила у кондуктора, возят ли бесплатно в диспансер неработающих пенсионеров и инвалидов. Девушка ответила, что возят: с предприятием заключён соответствующий договор, и люди ездят не за деньги, а по талонам, выдаваемым им в лечебном учреждении.
Остановка у диспансера даже на информационном щите (на пр. Труда) обозначена коротко — «Онкология». Так же объявила остановку кондуктор, когда автобус приближался к диспансеру.
И вот в 10.20 я уже вхожу на территорию диспансера, думая о том, что час и 15 минут в комфортабельном автобусе — не самое сложное испытание. Конечно, людям больным, ослабленным и такая дорога не в радость. Но всё-таки из Яренска или Мезени добираться намного дольше и труднее, чем из Северодвинска. А ведь сюда ездят жители всех уголков нашего региона — диспансер-то областной.
Раньше я думала, что Архангельский онкодиспансер состоит из одного-двух корпусов. А это, оказывается, целый маленький город! Сразу за воротами на столбе большой указатель со стрелками, как на любой дорожной развилке. Прямо пойдёшь — в поликлинику и дневной стационар попадёшь; направо — в радиологический корпус, цитологическую лабораторию, там же МРТ, лучевая терапия, лаборатория радиодиагностики; за ближайшим углом — лечебно-административный корпус (мне туда) и гистологическая лаборатория.
Главный врач Архангельского клинического онкологического диспансера доктор медицинских наук Андрей Валентинович Красильников является также и главным онкологом Архангельской области. Поэтому мы говорили не только о современных средствах лечения онкологических заболеваний, имеющихся в Архангель-ске, но и о доступности специализированной помощи пациентам-северодвинцам.
Попутно я узнала много интересного. Например, что «онкологические заболевания» — понятие гораздо более широкое, чем «рак». Клеточный состав опухоли может быть разным; рак — только эпителиальные опухоли, да и они подразделяются более чем на 100 заболеваний. Для каждой формы и стадии заболевания могут быть разные методы обследования и лечения, а также прогноз течения.
Узнала я, что в Архангельске создана суперсовременная технологическая база для оказания помощи онкобольным. Подивилась, что разрезы при операциях теперь делаются не скальпелем, а электрической дугой.
А в самом начале разговора Андрей Валентинович удивил меня вот чем: на вопрос, наблюдается ли в последние годы рост заболеваемости (в мире вообще и у нас в частности), он ответил, что действительно наблюдается, но это нормально и в этом ничего страшного нет. Как же так, почему?

ФЕВРАЛЬ — МЕСЯЦ ОСОБЫЙ
Архангельская региональная общественная благотворительная организация «Триединство» в 12-й раз проводит в нашем городе месячник борьбы с раком.
•4 февраля — Всемирный день борьбы против рака. День открытых дверей в реабилитационном центре «Островок надежды» (ул. Тургенева, 12).
•15 февраля — Международный день детей, больных раком.
•26 февраля — 16 лет АРОБО «Триединство».
В 2014 году планируется провести несколько благотворительных акций; встречи и выездной семинар групп самоподдержки пациентов, имеющих или перенесших онкологические заболевания; выезд в отделение химиотерапии областной детской больницы и др. мероприятия. Подробнее — на сайте www.triedinstvo.amrao.ru.
Напомним, что работа АРОБО «Триединство» не ограничивается месячником. Продолжаются проекты «Медсёстры и пациенты — вместе против рака» (помощь пациентам и их родственникам), «Школа женского здоровья» (профилактика рака груди), «Жить здорово!» (психологическая поддержка больных детей и их семей). В апреле стартует проект «По малой родине моей» (психологическая реабилитация подростков и молодых взрослых с онкологическими заболеваниями).

Не тот показатель
В общемировом росте онкозаболеваемости, который наблюдается уже длительное время, главврач диспансера А.В. Красильников не видит причин для ужаса:
— В экономически развитых странах с увеличением продолжительности жизни увеличивается и число регистрируемых онкологических заболеваний. Потому что онкологические проблемы — удел старшего возраста; пик приходится на 80 лет. Да, в Северодвинске и Архангельске заболеваемость выше, чем в среднем по области. А в Санкт-Петербурге ещё выше. Чем комфортнее город, регион, страна, тем больше там пожилых людей и возможностей выявить патологию — выше и показатели заболеваемости. Мы ещё не достигли уровня заболеваемости, которая есть в Швейцарии, Канаде, Норвегии и других развитых странах.
По словам Андрея Валентиновича, следует обратить внимание на другой показатель — смертность в результате онкологических заболеваний.
— Чем больше удаётся выявить патологий на ранних стадиях, тем ниже смертность. Перед нами поставлена чёткая задача: к 2018 году смертность от онкологических заболеваний в РФ должна снизиться до 192,8 на 100 тысяч человек населения. А у нас в области пока 230 на 100 тысяч.

Феномен Жанны
— После сообщения о серьёзной болезни певицы Жанны Фриске люди во многих городах стали обращаться к медикам с просьбой их обследовать. А у нас?
— И мы тоже это заметили.
— Обследовать на онкологию может только онколог?
— Не обязательно. Чтобы себя защитить, можно и нужно использовать возможности первичного звена — это участковый терапевт, гинеколог, хирург, любой врач в вашей поликлинике. И не надо ждать проблем со звёздами, чтобы заняться собой. Ваши жизнь и здоровье — в ваших руках.
— Куда идти?
— В свою городскую или районную поликлинику. Сейчас там есть все средства, чтобы провести первичную диагностику.
Обратите внимание на то, что сегодня государство бесплатно (в том числе для пенсионеров) проводит диспансеризацию, которая включает и флюорографию, и маммографию, и анализ крови на онкомаркеры.
— Если, не дай Бог, у врача первичного звена возникло подозрение на онкологию…
— …он напишет вам направление в онкологический диспансер. Вы приезжаете к нам, и мы занимаемся уточняющей диагностикой. Если это действительно онкология, будем вас лечить. Наши методы — хирургия, химиотерапия, лучевая терапия. После лечения пациент пожизненно остаётся у нас на учёте. Если случай особо сложный и нам не хватает неких супертехнологий (например, мы не занимаемся опухолями головного мозга), по квоте направляем пациента в Москву или Санкт-Петербург в профильный институт. Получив там помощь, пациент возвращается и продолжает наблюдаться у нас.

Звоните, пишите
— Говорят, что до вашей регистратуры трудно дозвониться.
— Регистратура работает с 8 до 18 часов. Дозвониться с утра трудно (и мы над этим работаем), а после 14 можно дозвониться без проблем. И мы приветствуем, когда люди обращаются в нашу регистратуру по электронной почте.
— Есть ли у вас очереди на госпитализацию?
— Год назад мы внедрили компьютерную программу, которая позволяет администратору чётко отсмотреть потоки пациентов по всем отделениям и, если госпитализация пациенту показана, найти для него место. А если человек с определённой периодичностью проходит у нас курсы химиотерапии, дата следующей госпитализации известна заранее.
По программе государственных гарантий оказания медицинской помощи срок плановой госпитализации — в течение месяца. В этот стандарт мы укладываемся. А во 2-е хирургическое отделение, которое занимается самой распространённой опухолью (молочной железы), вообще нет очереди. У вас есть направление, результаты обследования? Сегодня поступаете — завтра операция.

«У нас всё развалили»
— Как главному онкологу области задам вам вопрос из письма в редакцию: «Почему в Северодвинске нет своего онкологического центра? Почему больные люди должны ездить на обследование и лечение в Архангельск? После курса химиотерапии в областном диспансере больным с ослабленным иммунитетом приходится в нашем городе ходить в обычную поликлинику, сидеть в очереди к врачу вместе с больными простудными заболеваниями. Почему всю онкологическую помощь сосредоточили в Архангельске?»
— В Северодвинске имеется онкологическое отделение в горбольнице №2, там работают сертифицированные онкологи и хирурги, доступны такие методы лечения, как химиотерапия и хирургия. Отделение существует довольно давно. В 2007 году, когда, в соответствии с нормативной базой, специализированные учреждения не могли существовать на муниципальном уровне, было решено открыть вместо отделения филиал областного онкодиспансера, который просуществовал пять лет. В 2012 году снова изменилось законодательство, здравоохранение было передано на региональный уровень, и у
2-й горбольницы появилась возможность самим создать онкологическое отделение, что они и сделали. Поэтому нельзя сказать, что кто-то что-то развалил. Менялись только формы организации отделения.
Что касается пациентов, которым необходимо ездить в областной диспансер, то до Северодвинска всего 36 км по хорошей дороге. Как доехать до нас тому, у кого нет машины, — это вопрос не к медикам, а, скорее, к системе соцзащиты.
— Наша область имеет огромную территорию. Можно ли (хотя бы теоретически) открыть ещё один онкодиспансер, например в Котласе?
— Онкология — очень дорогой вид медицинской помощи. «Размазывать» ресурсы по области — значит снижать качество лечения. Нормативная база позволяет муниципалитету инициировать создание нового лечебного учреждения, если это необходимо населению. Но ни Яренск, ни Лешуконское, ни даже Котлас не смогут себе позволить современное онкологическое отделение. На мой взгляд, сосредоточение основных мощностей в одном месте — самый рациональный подход.

Что новенького?
Для ответа на вопрос, что появилось в диспансере за последнее время, меня отправили на экскурсию по новому хирургическому комплексу, введённому в эксплуатацию в 2011 году. Моим гидом стал заведующий операционным блоком Игорь Фёдорович Захаров.
Уже на подступах к оперблоку многое впечатляет. Двери, которые сами открываются и закрываются. Каталки, которые могут изменять высоту и конфигурацию и снабжены портативным аппаратом искусственной вентиляции лёгких.
В палатах реанимации каждая койка обеспечена целым комплексом аппаратуры. На центральном посту ведётся видеонаблюдение за больными, на мониторах отображаются все их жизненные процессы.
В диспетчерской опер-блока тоже имеется система видеонаблюдения за всеми 11 операционными (десять из них — для плановых операций, ещё одна — для экстренных). Сами операционные оснащены по последнему слову техники: электро-хирургические комплексы, современные наркозные аппараты, инфузионные станции, аппараты для сбережения крови. Все операции проходят в стерильной воздушной среде.
Игорь Фёдорович с гордостью поясняет:
— Такой комплекс в области единственный. Системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, реанимации, стерилизации — всё завязано в единую структуру. Кстати, новый оперблок — это далеко не всё, что появилось в диспансере за последние годы.

Будьте здоровы!
В заключение беседы с главврачом я спросила:
— Каковы сейчас самые актуальные проблемы в сфере профилактики и лечения онкологических заболеваний?
— Самая главная задача — снижение смертности. Сегодня важно сосредоточить усилия на профилактике рака молочной железы (у женщин) и предстательной железы (у мужчин). Очень актуальный вопрос — проблема боли. Планируем провести в Северодвинске в конце февраля семинар «Современные методы в лечении хронической боли», где расскажем коллегам о своих наработках.
— Что бы вы пожелали нашим читателям?
— Чтобы внимание к своему здоровью не заканчивалось вместе с месячником борьбы с раком. Надо дружить со своим терапевтом и знать, когда вам надо прийти на диспансеризацию. А если, не дай Бог, что-то с вами случится, мы здесь. И наши возможности позволяют оказать вам помощь на самом современном уровне.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Архив записей