Музыка в чемодане

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/01/100.jpg

Легко подумать, что красавица на снимке — профессиональная модель, а патефон и пластинки — антураж для романтичной фотосессии. На самом деле на фото дизайнер «Северного рабочего» Татьяна Воротынцева и вещи, которые она бережно хранит. Музыку, спрятанную в патефонном чемоданчике, наша Татьяна называет настоящим маленьким чудом..

Отвечая на дежурный вопрос «Твой патефон — он с такой большой трубой?», Таня обычно говорит:
— Нет, с рупором в виде трубы — это граммофон. А патефон — это портативный механический проигрыватель в чемоданчике.
Сразу расставим точки над i: на снимке не патефон, а граммофон. Что подтверждает и информация на ярлыке о предприятии-изготовителе: артель «Граммофон», Ленинград.
Патефон называется так по имени изобретателей братьев Пате. Отличие его от граммофона гораздо глубже, нежели отсутствие или наличие трубы. Но раз уж прижилась в нашей стране традиция называть переносную версию граммофона — с другой конструкцией рупора — патефоном, так мы и будем именовать принадлежащий Татьяне раритет.
— Таня, а где у него динамик — в крышке?
— Нет, динамик с мембраной находится в звукоснимателе, прямо над иголкой. Ручку, которой заводят патефон, и динамик можно убрать внутрь футляра. Застегнул его — и переноси куда хочешь.
(Патефон Татьяне более десяти лет назад подарил дядя Лёня, мамин брат).
— Сколько ему лет, точно не знаю. Думаю, он сделан в 50-х, — рассказала Татьяна. — Как-то летом сижу я в нашем деревенском доме (это в Вологодской области) и вижу в окно, что к нам идёт дядя Лёня — несёт чемоданчик и большую сумку. Чемоданчик оказался патефоном, а в сумке были пластинки. Когда я попыталась эту сумку приподнять, даже не смогла от земли оторвать. Потому что пластинки для прослушивания на скорости 78 оборотов в минуту очень тяжёлые. Виниловые пластинки на 33 оборота, которые появились позже, гораздо тоньше, легче и не такие хрупкие.
— Пришлось потрудиться, чтобы привести патефон в порядок?
— Механизм оказался в хорошем состоянии, но иголки заржавели, футляр покрылся пыльным налётом. Футляр я почистила. Старые иголки мой папа дал знакомому как образец, по которому заводские умельцы сделали нам пачку новых игл. А вот с пластинками было сложнее. Я попыталась их почистить, но всё равно звучание получилось с «перебоями». Иголочка движется по пластинке — а из бороздки тоненькой стружкой вылезает многолетняя грязь.
Бывая в Архангельске, Таня стала заходить в антикварный магазин, где можно купить старые пластинки по 100 рублей за штуку. А потом ей повезло: попалось на глаза газетное объявление о том, что житель Цигломени продаёт коллекцию пластинок для патефона.
— По моей просьбе муж съездил к этому мужчине и забрал у него всю коллекцию. Около 150 пластинок он нам отдал всего по три рубля за каждую.
— Какие записи тебя особенно порадовали?
— Марк Бернес. Клавдия Шульженко. Майя Кристалинская. Лидия Русланова. Очень понравились записи дуэта куплетистов — популярный в то время жанр.
— Когда дядя Лёня принёс тебе патефон, не пришла в голову мысль: «Зачем мне это?»
— Нет, наоборот! Я люблю всё старинное, собираю предметы традиционного быта. У меня есть старинное лукошко, плетёные берестяные ведро и тазик, деревянный подойник, бабушкины лоскутное одеяло и кружевная скатерть, другие замечательные вещи. Я с самого детства езжу в деревню и люблю сельский уклад жизни, ценю всё традиционное и натуральное. Вдумайтесь: наши предки создавали окружавшую их среду своими руками. Меня манит всё ускользающее. Ведь мы можем задержать его с помощью определённых вещей.
Вот что Татьяна говорит о патефоне:
— Это, можно сказать, символ эпохи 50-х. Мне очень нравится тот период нашей истории. Послевоенный моральный подъём, всеобщее воодушевление, расцвет в культуре — страна оправилась после войны, стала налаживаться мирная жизнь. Много строили, развивали производство.
Тем, кто решил, что Татьяна — «девушка из прошлого», я напомню: она наш дизайнер, то есть человек, который прекрасно владеет большим набором современных компьютерных программ. И тем не менее…
— Ты слушаешь сейчас эти пластинки время от времени?
— Конечно! Это, можно сказать, волшебство — только не магическое, а физическое. Ты заводишь пружину, опускаешь иглу на пластинку, игла скользит по бороздкам — и из динамика возникает звук. Звучание немного шипящее, но это же дух эпохи, погружение в те годы.
Поискав информацию о патефонах в интернете, хочу дополнить рассказ Татьяны небольшой подборкой советов от опытных коллекционеров.
Если вы счастливый обладатель патефона, то…
Почаще ставьте любимые пластинки — техника должна работать. Если патефон будет годами стоять без дела, он выйдет из строя быстрее, чем если вы будете слушать его регулярно.
Иголки для патефона нужно менять после каждого прослушивания, иначе испортите пластинку. Кстати, знаменитое шипение старых дисков появляется именно из-за царапин от иглы.
На пластинки не должны попадать прямые солнечные лучи. Храните их только вертикально и каждую в отдельном конверте.
Пластинки нужно очищать от пыли. Протирайте их влажной мягкой тканью, через пару минут снова уберите в конверт. (Нашла ещё совет для тех, кому, как и Татьяне, достались пластинки с значительными загрязнениями: в стакан наливаем немного воды и мягкого моющего средства, перемешиваем и при помощи старой зубной щётки наносим на поверхность пластинки; чистим щёткой радиальными движениями, не задевая наклейку с надписями; далее следует промывка под тёплой проточной водой и сушка микрофиброй, которая не оставляет волосков).
И приятного вам музыкального путешествия в историю!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей