Железная леди с комсомольским билетом

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2013/11/396_d1043.jpg

За 60 лет жизни в городе это первое интервью с ней. Когда я позвонила Зинаиде Семёновне и напросилась на встречу, она как-то недоверчиво спросила: «А повод-то какой? Неужели обо мне ещё кто-то помнит? 95 лет ВЛКСМ? Ну да, дата значительная. Только вначале всё развалили, а теперь юбилеи отмечают...»

Зинаида Меркурьева в истории Северодвинска

Зинаида–краса, длинная коса
Дом сталинской по-стройки с двумя маленькими комнатами и пятиугольной кухней. По словам хозяйки, там её кабинет. В квартире чувствуется устоявшийся порядок старожилов. Стандартная обстановка советских времён, везде цветы и картины на стенах. В таких домах каждая вещь остаётся на своих местах. Так же как не меняются характер и взгляды хозяев.

— Как же оказались в Северодвинске?
— В 1954-м приехала к подружке, а жила в Вологодской области, работала в райкоме комсомола. С длиннющей косой пришла в горком узнать насчёт работы, меня тут же и приняли инструктором. В общей сложности 18 лет была на комсомольской работе. С должности первого секретаря ГК ВЛКСМ в 1962-м ушла в горком партии. 30 лет была депутатом горсовета. В октябре 1987-го вышла на пенсию. Но из партии не выходила, в ней уже 65-й год.
Зинаида Семёновна до-стаёт из своих архивов связку документов, комсомольский и партбилет, многочисленные почётные знаки. Есть и ордена — Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта».
— А какие самые яркие воспоминания о комсомоле?
— Мы всё время были заняты, причём после работы, по выходным. Объявляли субботники, сажали деревья. А перед этим едем в лес, грузим их на платформы, поезд идёт через территорию завода. Когда режимники начинают возражать, директор завода Евгений Павлович Егоров говорит: «Я пропускаю не шпионов, а любимых комсомольцев». Мы всё время были на подхвате. Обустраивать дорогу на Советской, строить дома на Русановском — везде комсомольцы были безотказны. А отдых запомнился вечерами в клубе имени Горького. Я однажды на Новый год была Снегурочкой, платье шили вместе с мамой. Кстати, на молодёжные вечера приходили руководители вместе с жёнами. Так было заведено.
— А сегодня, как считаете, нужна подобная молодёжная организация?
— ВЛКСМ был организующей силой. А сегодня, как мне кажется, наша молодёжь просто растеряна. У каждого свои устремления. Можно ли их направить в одно русло — не знаю.
— Зинаида Семёновна, вы же были третьим лицом в городской партийной иерархии. С 14 лет добросовестно поддерживали идеологически систему, которая развалилась на глазах. На ваш взгляд, почему?
— То, что в стране происходит что-то не так, мне лично стало понятно после просмотра фильма «Интердевочка». Но и та картина была из столичной жизни. У нас-то в то время было спокойно. А всё пошло от Горбачёва. Когда в 1985 году мы прочитали его доклад на январском пленуме ЦК КПСС, у меня был шок. Новое мышление, перестройка… Это только слова. Я сказала откровенно начальству, что подстраиваться не смогу. Но другие старались изо всех сил. А чем всё закончилось? Первыми побежали из партии начальники и горкомовские. Я ушла с чистой совестью, за свою работу не стыдно.

Как переменились партийцы!
— Немало комсомольских функционеров, ваших бывших коллег из КПСС замечательно устроились при новом режиме.
— У человека должен быть стержень. Чтобы не прогибаться, где выгоднее. Неприятно видеть, как переменились люди. В своё время приходили в горком и просили меня не забывать включить их в список лекторов марксизма-ленинизма. Это когда нужно было подработать. А потом такое начали говорить с трибуны… Некоторые отвернулись от меня. Запомнилась одна статья в вашей газете — «Будто попал в рай». Это о том, как один из числа бывших партидеологов съездил в Париж.
— Зинаида Семёновна, а вам не хотелось самой посмотреть, как люди живут на Западе, и сравнить?
— В своё время мы с мужем побывали во многих союзных республиках. И везде к россиянам, а северянам особенно, относились очень тепло. Да не хочу я никуда. Не забывайте про мой возраст и материальные возможности.
— Такое впечатление, что живёте вы довольно замкнуто. Есть ли свой круг? Можете о личном?
— Я никогда не стремилась на публику. Просто работа была такая, что всё время с людьми. Выходные, праздники у народа, а в городе разные мероприятия, и я там. А муж дома. Но мой Коля меня всегда понимал. Мы с ним были единое целое. Очень тяжело пережила его уход из жизни. Ведь мы с ним всю жизнь были рядом, ещё со школы. А детей у нас не было… Друзья у меня остались только с комсомольских времён.
— А на малую родину, на Вологодчину, вас не тянет, грядками на даче не увлекаетесь?
— Деревни, в которой росли мы, уже нет. Муж, родные похоронены здесь. Как могу, стараюсь обихаживать могилки. Дача в своё время была, небольшая, сажала цветы на участке. Машина «Волга», гараж, который муж пять лет строил. Когда потребовались деньги на его лечение, всё продали. По сути за копейки. Мы люди с советским менталитетом, непрактичные.

Про УМЛ и политдни
— Зинаида Семёновна, по вашим воспоминаниям можно книгу написать.
— Про писание расскажу такой случай. Как-то пришла я в один из цехов: такая красота, даже цветы на производстве. Вот я под впечатлением увиденного и написала в газету заметку. Не напечатали.
Тогда ведь только до-клады секретарей публиковали, никаких интервью мы не давали, не то что сейчас. А по поводу возможной книги шанс был. Я всю жизнь вела дневник. Но потом его уничтожила. Может, и зря…
— Я ещё застала времена, когда журналисты обязательно должны были учиться в университете марксизма-ленинизма. Признаюсь, я оттуда сбежала. А кому нужны были всякие политдни? Вы ведь курировали эти мероприятия и спрашивали строго.
— Можно согласиться с тем, что было немало формализма. Но если взять те же политинформации, то это были встречи с работниками, на которых можно было задать любой вопрос. А сегодня разве начальство идёт на контакт со своими работниками?
— У вас богатая библиотека. А что читать любите?
— Меня и мужа всегда интересовали биографии знаменитых людей. Есть целая подборка о политдеятелях. Выписываю книги по почте, ходит ко мне несколько газет, которые затем передаю знакомым. Сегодня немногие выписывают газеты, а я без них не могу.

***

Недавно Зинаида Семёновна увидела бывшего партработника. Выходил из дорогой машины, поздоровался. «Только что из Парижу, — говорит. — Дочь навещал. Давно уже там живёт. А что в России-то делать…»
Когда-то вместе с Зинаидой Семёновной они были бойцами идеологического фронта. Время развело их…

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей