Конструктор с большой буквы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2013/10/264_d551.jpg

В пятницу, 25 октября, исполняется 89 лет со дня рождения академика Виктора Петровича Макеева, выдающегося учёного и крупного общественного деятеля, основоположника отечественной школы морского ракетостроения, генерального конструктора стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами для подводных лодок Военно-морского флота... Результатом более чем 30-летней работы В.П. Макеева стали три поколения СРК, не уступающих по основным параметрам зарубежным.

Всем известно сегодня, что свои ракеты академик В.П. Макеев отрабатывал на наземном стенде в Нёноксе. Здесь он учил их летать. Как известно, Нёнокса стала для него вторым домом, вторым рабочим местом. Здесь, если сложить вместе, он провёл многие годы. Даже его старший сын Сергей окончил 10-й класс в средней школе Нёноксы. Мне уже приходилось рассказывать на страницах газеты о том, что Макеев многие годы лично занимался в Нёноксе вопросами технического плана, организационными делами проведения испытаний, решал задачи социального плана.
…25 октября 1985 года Виктора Петровича не стало. По редкому совпадению в судьбе умер он в свой день рождения, когда ему исполнился 61 год. С 1986 года в Миассе в его родном конструкторском бюро по уральской традиции всегда отмечается не день памяти, а день рождения В.П. Макеева.
В память о Викторе Петровиче Макееве (опираясь на воспоминания миасских ракетчиков) я хочу рассказать о том, как готовился на наземном стенде в Нёноксе первый пуск первой в мире межконтинентальной ракеты Р-29 с астрокоррекцией (коррекцией по звёздам).
В Нёноксу прибыли специалисты макеевского КБ, разработчик СУ академик Н.А. Семихатов, все главные конструкторы огромной морской кооперации, были привлечены учёные Академии наук. При подготовке пришлось проводить очень много экспериментов. И только в июне 1969 года был проведён первый пуск. И он был успешным! Скажу, что до сих пор макеевским ракетчикам непонятно, как она, миленькая, с Божьей помощью, с «голым задом» (да простят меня читатели «Северного рабочего» за приведённый ракетный жаргон; имеется в виду, что первая и вторая ступени ракеты отработали и «отвалились») долетела до Камчатки! А когда посмотрели телеметрические данные, то увидели, что на днище первой ступени были зафиксированы высокие температуры. На всех последующих ракетах двигательные установки защищались от температурных воздействий. А по указанию генерального конструктора Макеева на Красноярском машзаводе в цехе сборки даже было сделано два эталон-макета на асбест и на стеклоткань.
Подчеркну, что первая в мире морская межконтинентальная ракета Р-29 оказалась весьма надежной. Её создание — это блестящий прорыв в морском ракетном деле, а для академика Макеева это был триумфальный успех! Она долго эксплуатировалась на Северном флоте, находится в эксплуатации и сейчас на АПЛ, относящихся к тихоокеанской группировке. И уже несколько лет стоит на пьедестале в Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева в городе Миассе.

вот другой случай, связанный с генеральным конструктором. И это тоже было в Нёноксе… Перед первым пуском ракеты Р-29Р с наземного стенда для отработки технологии погрузки ракеты в шахту использовали весовой макет ракеты. И вот при погрузке макет сорвался с высоты 14 метров (произошёл отказ в системе подвески), упал, проломив бетонную площадку. Представьте себе, уважаемые читатели, жуткую картину: груда искорёженного металла, кран выведен из строя. Коли бы это был не макет, а ракета — пожар, гибель людей, разрушение сооружений, загрязнение стартовой позиции…
А далее? Было принято решение примерку произвести на штатной ракете (жидкостной, заправленной очень токсичным гептилом), так как другого макета не было, а сроки поджимали. Надо сказать, что после устранения неисправностей были приняты все меры предосторожности. Но матрос-крановщик волновался. И чтобы передать ему уверенность, Макеев встал около поднимаемой ракеты и оставался там до конца погрузки. После этого случая «горячие головы» критиковали Макеева за недозволенность такого поступка — генеральный конструктор не должен опускаться до исполнителя и рисковать собой. На что Виктор Петрович ответил: «Раньше было изумительное правило: тот, кто проектировал мост, вместе с подрядчиком стоял под мостом во время испытания. Надо бы это правило распространить на всех генеральных конструкторов ракет». Такой был Виктор Петрович.
…Последние дни жизни Макеева — это триумф инженера и руководителя, видевшего результаты своего труда. События уходят из памяти, забываются, и время уносит прожитое в глубь истории. Но личность академика Макеева достойна того, чтобы о нём все знали сегодня. Это был великий гражданин России. Вне сомнения, заслуга академика Макеева в том, что «холодная» война не переросла в «горячую», очень и очень велика.
Леонид БОРОДИХИН, кавалер медалей им. академиков В.П. Макеева и Н.А. Семихатова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей