Великая история малой Вавчуги

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2013/08/471_d1032.jpg

Пишу по просьбе жителей деревни Вавчуга Холмогорского района. 6 июля деревня отметила 320-летие первой русской коммерческой судоверфи, основанной купцами Бажениными — братьями Фёдором и Осипом. С их лёгкой руки и под покровительством Петра I началась история отечественного торгового флота.

Незамеченным прошло 320-летие судоверфи, построенной при поддержке Петра Первого

Братья Баженины имели в Вавчуге водяную пильную мельницу. Весть о лесопильном производстве докатилась до Петра Великого. Будучи в Архангельске в 1693 году, Пётр 21 сентября посетил Вавчугу. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабельного леса.
17 мая 1694 года Пётр I вторично посетил Вавчугу. Увидел, как быстро растёт верфь благодаря его покровительству и расторопности братьев Бажениных.
В 1702 году Пётр третий раз был в Вавчуге. В его присутствии братья Баженины спустили со стапелей два фрегата: «Курьер» и «Святой дух». В это время на судоверфи строился ещё один фрегат — «Андрей Первозванный». В присутствии Петра был заложен четвёртый фрегат. (От редакции. Ещё в ряде публикаций эти корабли называют фрегатами, хотя фрегат — это трёхмачтовый военный корабль, а в Вавчуге строили суда торговые).
Спуск на воду первых кораблей Пётр I отмечал с братьями Бажениными на острове Сахарная Головка (по преданию, остров этот насыпан по приказу Петра). Во-круг острова плавали в лодках девушки, собранные из близлежащих деревень, пели песни. По старым сказам, передаваемым из уст в уста, Пётр выбирал себе понравившуюся девушку и вёз её в место под названием Крапивки. Из-за этого по холмогорской земле гуляет легенда, что М.В. Ломоносов — сын Петра Великого.
В официальной прессе и литературе версия эта всегда пресекалась цензурой. Но народ намотает сказ на ус, несёт через века. Нет у сказа цензоров. Слыхала я его от жителей Вавчуги. Русская деревня и в царском глазу грех отыщет!
Литераторы, писавшие о Русском Севере, считали своим долгом побывать в Вавчуге. О местной судоверфи писали С. Максимов (в книге «Год на севере»), В. Крестинин, А. Грандилевский, А. Морозов, П. Челищев, Б. Шергин, Н. Жернаков. Многие из историй, описанных ими в литературе, я не раз слыхала от старожилов деревни.
Зимой в Вавчуге нет жителей. А летом — полная деревня народа, нет ни одного пустого дома. В этом году 6 июля собрались на подворье Маргариты Павловны Чертополоховой жители деревни: Пугины, Галушины, Назаровы, Осинины, Фёдоровы, Верещагины, Негодяевы, Бутаковы, Пекишевы, Сундушниковы, Архиповы, Колчины, Марковы, Мышовы, Неумоины, Кочневы, Токаревы. Более 50 человек за большим общим столом! «Обчажный стол», сказали бы в старину.
Немало приехало на деревен-ский юбилей молодых выходцев из Вавчуги. Радует, что они неплохо знают историю деревни. Благо в интернете много материала.
Очень жаль, что такая дата — 320-летие судоверфи, основанной по велению Петра, не заинтересовала прессу, депутатов и чиновников.
В ужасном состоянии сегодня дом Бажениных, который якобы находится под охраной государства.
За два дня до юбилея исторический дом едва не сгорел! В трёх метрах от него пылала сухая трава. Спасибо двум престарелым жительницам Вавчуги, бабушкам 80 лет — они потушили огонь, спасли дом.
Состояние дома Бажениных хорошо видно на видео «Путешествие из Усть-Пинеги на Вавчугу», выложенном в интернете. Весь мир это может посмотреть — неужели не видят чиновники и депутаты, отвечающие перед русским народом за охрану исторических ценностей?!
Об этом безобразии ещё в 2004 году писал известный журналист Алексей Гундоров в статье «Брошенные у «окна в Европу». Не так давно, в апреле 2012-го, о состоянии дома Бажениных писала и газета «Правда Северо-Запада».
Плотину на озере (построенную по указу Петра братьями Бажениными) удалось восстановить благодаря обращению к С.К. Шойгу и Н.Я. Калистратову. Появились на берегу у плотины три гостевых домика, так что сейчас в Вавчугу могут приехать художники, литераторы, рыбаки и просто туристы. Природная красота здешних мест не может оставить равнодушным никого.
Мне посчастливилось выйти замуж в Вавчугу и родить здесь двух сыновей. Три года работала я бригадиром в совхозе имени М.В. Ломоносова. Я в эту деревню влюбилась. Описать красоту Вавчуги не хватит слов, только большой художник смог бы передать её на холсте. Да и ему для этого целый вагон красок понадобится.
За общим столом вавчужане попросили меня написать в газеты, чтобы власть услышала — сохранила и отреставрировала дом Бажениных.
А ещё у нас большая просьба — отремонтировать дорогу от Луковецкого до Вавчуги.
Славной истории этой деревни могут позавидовать большие города. Неужели её проблемы не волнуют местные и областные власти?! Неужели останутся в стороне, не откликнутся судостроительные предприятия Северодвинска?! А может, и Москва нас услышит?
История Вавчуги — не просто история одной деревни. Это история России, история отечественного флота.
Шутят вавчужане:
— Хоть бы приснился грозный Пётр I губернатору, а лучше Владимиру Владимировичу Путину. Может быть, они и навели бы у нас порядок…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Деревня Вавчуга входит в МО «Сельское поселение Ломоносовское» Холмогорского района. Известна с середины XVI века. Расположена на правом берегу Северной Двины при впадении в неё реки Вавчуги.
Выходцы из Новгорода братья Осип и Фёдор Андреевичи Баженины построили здесь первое в России лесопильное предприятие — водяную пильную мельницу — и стали продавать доски иностранным купцам. Пётр I поддержал Бажениных, дав им 10 февраля 1693 года жалованную грамоту, в которой указал «мельницами в старинной деревне Вавчуге построенными и заводами владеть, и на тех мельницах хлебные запасы и лес растирать и продавать на Холмогорах и у Архангельска города русским людям и иноземцам». 2 февраля 1700 года Баженины получили жалованную грамоту на сооружение верфи и строительство кораблей и яхт. Энергичные братья в 1700 году построили в Вавчуге верфь, заложили на ней два торговых судна, завели канатный, прядильный и парусный заводы для производства такелажа. Первые суда были спущены к весне 1702 года.
В 1704 году Баженины получили разрешение рубить лес по Двине. Вавчугская верфь братьев Бажениных стала первым в России купеческим судостроительным предприятием. Вавчужские суда пользовались славой даже за границей. Всего здесь было спущено на воду более 120 торговых и промысловых судов.
В 1711 году Петр назначил Ф.А. Баженина помощником вице-губернатора Архангельской губернии А.А. Курбатова и экипажмейстером Архангельского Адмиралтейства. С учреждением в 1723 году в Архангельске магистрата он занял должность его президента.
Лесной и корабельный промысел Бажениных прекратился в 1863 году, после смерти последнего представителя купеческого рода — Никифора Степановича.
Сохранился дом Бажениных — двухэтажный, с мезонином, обшитый тёсом. Лежащую в его основе постройку датируют 1720-ми годами. В этом доме, по преданию, бывал Пётр I во время своих приездов в Вавчугу и беседовал с братьями Бажениными «с очи на очи». Как минимум дважды бывал Пётр в этой деревне — в 1693 и 1702 годах.
В начале 1970-х годов на доме Бажениных, взятом тогда под государственную охрану как памятник регионального значения, была установлена мемориальная доска, но в настоящее время текст уже плохо читается. В 2004 году на фасаде появилась новая памятная доска: «Морская дорога на Балтику начиналась здесь, на корабельной верфи Бажениных, в 1692 году завершением строительства фрегатов «Курьер» и «Святой дух», участвовавших в сражении за реку Неву. Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи «Звёздочка», июнь 2004 г.» Но этот текст не вполне согласуется с историческими фактами.
В настоящее время дом в аварийном состоянии и не используется.
Начальник отдела социальной деятельности и информации САФУ Иван Попов считает, что в регионе необходимо создать новый туристический бренд «Вавчуга — колыбель частного коммерческого судостроения России».
По словам И. Попова, государство, объявив дом купцов Бажениных памятником культуры, ничего не сделало для его сохранения. В 2010 году совместными усилиями администрации Холмогорского района, местных жителей и руководства ПГУ (ныне САФУ) был организован студенческий трудовой десант в рамках акции «Сохраним историю Поморского Севера». Студенты провели работы по консервации дома купцов Бажениных, очистили от мусора внутренние помещения, убрали разрушающиеся подсобные строения, подлатали крышу. «В дальнейшем необходима организация работ по восстановлению дома Бажениных. Тогда станет возможным создание уникальной историко-культурной и туристской точки на карте региона, — отметил И. Попов. — Но для создания бренда Вавчуга необходимо объединение усилий регионального сообщества: губернатора, администрации Холмогорского района, предпринимателей и современных судостроителей».
По материалам новостной ленты сайта САФУ (2011) и spp.lfond.spb.ru

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей