Наша жизнь. В списках и перечнях

Что заметного произошло в прошедшие дни в политической сфере региона? Избиркомы чистили кандидатские ряды, «прогрессивное человечество» отметило День коренных народов, а природа наконец-то порадовала нас дождями.

Избирательная кампания идет своим чередом. Шумных и эффектных скандалов, часто сопровождающих выборы, пока не зафиксировано, за одним-единственным исключением. В списке кандидатов от избирательного объ-единения с громким названием Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС) оказалась… покойница. Скончалась она еще весной, а вот включили ее в число кандидатов… в июне. То есть к тому времени «кандидат» уже несколько месяцев мирно покоилась в гробу и знать не знала, что ей предстоит посмертно завоевывать голоса жителей Соломбалы и Маймаксы. Избирком вычеркнул «мертвую душу», а СМИ дружно вспомнили бессмертное творение Гоголя.
Вычищенными из числа кандидатов оказались и некоторые живые души: экс-глава Соловков Алексей Ефипов не стал кандидатом из-за судимости. Экс-вице-губернатору, экс-спикеру архангельских городских депутатов и экс-руководителю «единороссов» областного центра Анатолию Кожину отказали в кандидатстве из-за погрешностей в подписных листах. Как не повезло им, так повезло бывшему депутату Госдумы Валерию Мальчихину: областной суд отказался аннулировать его регистрацию.
Сократилось количество претендентов на пост мэра Северо-двинска. Большинство, правда, остались, а вот в соседней Вологде избирком как орешки щелкает оппозиционных кандидатов на пост мэра, только хруст стоит. Наши избирательные комиссии не превратились, как бывает порой, в избивательные, ограничившись точечными ударами по отдельным кандидатам. Неудивительно, что у некоторых послед-них слово ТИК (территориальная избирательная комиссия) вызывает нервный тик.
Теперь вся жизнь наша состоит из списков. Вот и крупные города области нашли свои места в списке наиболее загрязненных: Архангельск — 60-е, Северо-двинск — 49-е, а в первую тройку вошли Норильск и обе столицы страны. Признаем, что экологическая ситуация у нас не самая ужасная; приезжающие на берега Двины и Белого моря из очагов металлургии и машиностроения восклицают: «Какой у вас чистый воздух!» — и встречают недоуменные взгляды. Может быть, воздух действительно чище, чем в крупных индустриальных центрах, а вот состояние водной среды по-прежнему внушает тревогу. Так, в Архангельске в районе железнодорожного моста отмечена массовая гибель ершей, о чем не преминули сообщить «Вести Поморья». А пока экологи выясняют, что или кто (в смысле — загрязнитель) причина погибели речной рыбы.
Если День ВМФ прошел торжественно, юбилей Северодвин-ска — ярко, День ВДВ — шумно, то Всемирный день коренных народов как бы есть, но как бы и нет его. Может, потому, что на территории области официально нет аборигенных народов. Между тем уже несколько лет обсуждается вопрос о том, чтобы распространить на русских поморов Арктического побережья льготы, полагающиеся коренным жителям Севера. В отличие от многих этносов Севера они не включены в федеральный перечень коренных малочисленных народов и, следовательно, не наделены правами на среду обитания и исконный образ жизни. Прежде всего речь идет о рыболовстве как традиционном занятии. При этом вовсе не нужно отделять поморов от основной массы русского народа – достаточно сделать так, как поступили законодатели Якутии: они предоставили русскоустьинцам и походчанам (потомкам землепроходцев и мореплавателей) те же права, что юкагирам, эвенкам и чукчам. Вот и у нас можно было бы принять региональный закон, дающий жителям поморских сел те же преференции в сфере рыболовства, что предоставлены ненцам и саамам. При этом права распространяются на всех жителей побережья, независимо от их этнической самоидентификации.
В противном случае побережья через пару поколений могут совсем обезлюдеть, что не вписывается в российскую стратегию освоения Арктики: невозможно сохранить Север за счет одних вахтовых поселков, персонала маяков, метеостанций, войсковых частей. Необходимо разработать меры законодательной поддержки постоянно проживающего здесь населения. Быть может, эту задачу решит новый состав областного Собрания.
стати, сегодня одним из главных ресурсов возрождения Поморья считается развитие туризма. В Двинское устье и на Зимний берег отправляются экспедиции, которым предстоит изучить туристический потенциал прибрежных территорий. Если удаст-ся привлечь поток туристов в старинные поморские села, то объектами их интереса станут не только рыбалка и морские прогулки, но и предметы народного быта, старинные избы. Главное, чтобы эти избы сохранились, а не были разрушены, как многие архитектурные памятники Архангельска и других городов России. Вступили в силу законодательные нововведения, ужесточающие ответственность за повреждение и разрушение памятников старины. Строителям-вандалам грозят теперь миллионные штрафы. Власть не только проявляет заботу об историческом облике городов, но и стремится устранить потенциальные «горячие точки»: на примере московских градозащитников видно, что протесты против действий застройщиков порой трансформируются в оппозиционные акции. Так что чем меньше будет случаев варварского сноса историко-культурных объектов, тем меньше поводов для «белоленточников».
Ну а пока политика политикой, а у природы свои законы. «Великая сушь» сменилась долгожданными дождями. Ждем теперь в наших лесах запоздавших грибов, а брусника уже налилась соком.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей