ОСК и САФУ: есть контакт?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2013/08/IVO_8708.jpg

Пятнице 26 июля суждено было стать для нашего города днём судьбоносных событий. Утром состоялась закладка атомного ракетоносного крейсера «Новосибирск». Днём работникам Севмаша были торжественно вручены ключи от новых квартир в только что отстроенном доме по улице Некрасова, 50. И не менее интересное и важное событие произошло уже вечером того же дня — ОСК и САФУ обсудили перспективы взаимодействия.

Президент ОАО «ОСК» Владимир Шмаков: «Проблема кадров сегодня будет стоять очень остро. И судостроительная отрасль не исключение. Проблему решать нужно комплексно: зарплата, жильё. А для этого нужны программы, которые помогут закрепить работников на предприятиях». Фото: пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш».

Новые возможности Северодвинска обсудили на совещании с участием президента Объединённой судостроительной корпорации Владимира Шмакова

Совещание по этому вопросу накануне Дня города и Дня ВМФ состоялось в музее Севмаша при участии президента ОАО «ОСК» Владимира Шмакова, ректора САФУ Елены Кудряшовой, генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Михаила Будниченко, генерального директора центра судоремонта «Звёздочка» Владимира Никитина. Также присутствовали руководители других крупных предприятий города, представители власти и научного сообщества.
Северодвинск как проект
Моногород Северодвинск, зародившись на основе судостроительного предприятия, сейчас вынужден доказывать своё конкурентное преимущество на рынке страны и мира. Как любой бизнес-проект. Оценив и составив инвестиционный паспорт города, просчитав риски, возможно говорить и о его перспективах.
Чем сегодня Северо-двинск интересен бизнесу и государству? Прежде всего, безусловно, наукоёмким потенциалом. Город остаётся крупным научно-промышленным центром севера страны, реализуя проекты гособоронзаказа, для арктического шельфа и гражданских производств. Он обладает развитой экспериментально-исследовательской базой и высококвалифицированным персоналом.
Однако при всех плюсах есть и очевидные минусы. Экономика Северодвинска напрямую зависит от государственной политики в отношении военно-промышленных заказов, проще говоря — от армии. Попытки диверсифицировать производственный потенциал города, конечно, позволили достичь определённых успехов: винты «Звёздочки», к примеру, один из брендов города. Но основным направлением, которое позволило бы снизить риски моногорода Северодвинска в экономическом пространстве, являются проекты для Арктики, конкретно — создание на наших верфях исследователь-ских и буровых платформ для добычи углеводородов. Но сможем ли удержать планку и остаться в производственной «обойме» госзаказа? Будет ли город Северо-двинск жить?
Мозговая атака
Совещание в стенах музея Севмаша вольно и невольно касалось этого важного для всех северо-двинцев вопроса. Основной темой было заявлено обсуждение перспективы взаимодействия САФУ и ОСК. Этот альянс призван стать главным связующим компонентом между предприятиями города в образовании научно-производственного проекта САФУ — Северодвинского кластера.
Связь судостроительной сферы с образовательной базой Северодвинска очевидна, она не требует доказательств и проверена временем и морями. Это всегда был единый комплекс, подчинённый одной задаче — выпуску подводных лодок. Десятилетиями копился уникальный опыт, сделаны богатые наработки в области подготовки специалистов для судостроительной отрасли. Вся система образования города построена так, что позволяет из ребят с технической «искоркой» вырастить отличных специалистов для судостроения. Одна лишь система «завод-втуз» чего стоит. Что же ещё более нового сегодня САФУ может предложить ОСК?
Основное предложение Арктического университета — его готовность стать базовым учебным заведением корпорации. Но есть ли для этого потенциал? Нельзя не признать, что САФУ активно расширяет своё влияние на образовательную сферу региона. Да и всей страны. Совсем скоро университет представит новый уровень в подготовке и переподготовке кадров. И эти усилия призваны для того, чтобы максимально удовлетворить запросы работодателей к кадрам. Подготовка кадров для судостроительных предприятий в Северодвинске начинается ещё в школах, затем эстафету обучения подхватывают профтехучилища и втуз. Университет учитывает и то, что современная судостроительная сфера не ограничивается постройкой и ремонтом надводных и подводных кораблей. Существует целая плеяда смежных сфер и направлений, и обучение по ним вполне возможно реализовать на базе САФУ. К примеру, подготовку специалистов по поднятию затонувших кораблей.
Дорогу молодым!
Сотрудничество САФУ и ОСК вполне может стать толчком для развития городских пространств Северодвинска. Тогда город может быть более привлекательным для жизни, чтобы сюда стекались лучшие кадры, оставалась молодёжь, а сам Северодвинск рос и развивался. Вот поэтому сегодня вузы должны не просто копировать производственные предприятия, а работать на опережение. Университет должен видеть производственные перспективы и тем самым быть полезен ОСК. Так, САФУ, оценивая потребность в кадрах судостроительной сферы, предлагает новые образовательные программы по трём востребованным сегодня направлениям: «Лазерно-дуговая сварка», «Крупноблочное судостроение», «Сервис судов арктического шельфа». При этом САФУ уже предполагает, что актуальной будет и подготовка по направлению «Эффективная организация производства».
Словом, университет готов всесторонне сотрудничать с ОСК в выявлении необходимых корпорации направлений и доведении их до конечного результата — выпуска подготовленных кадров.
Кстати о кадрах. Вопрос за-грузки верфей год от года будет становиться острее, потребуются специалисты подготовленные, с высоким уровнем компетенции. Найти их быстро «по свистку» — задача непростая и затратная. Логично нужные ОСК кадры выращивать у нас. И в этом САФУ готов стать площадкой для корпорации. Более того, возможно отработать обучение не только выпускников Архангельска и области, но и регионов, которые интересны ОСК.
Ничего личного,
только бизнес
Говоря о научно-производственных перспективах, нельзя сбрасывать со счетов, что сегодня мы живём в рыночных условиях. И уже не вызывает протеста, когда наши лучшие наработки становятся продуктивными бизнес-идеями. По словам Игоря Годзиша, министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в Северодвинске вполне возможен переход отдельных видов деятельности в бизнес. При этом для предприятий актуальным остаётся вопрос рынка сбыта. Для нас им может стать транспортный поток, пущенный через Северный морской путь.
Реализация этого направления поставок даст значительный экономический эффект: предположительно объёмы перевозок вырастут с пяти миллионов тонн в 2013 году до 64 миллионов тонн в 2020-м. Такие объёмы потребуют организации специальной сервисной службы.Что может предлагать такой сервис? Опцион в море — это система космического мониторинга и контроля корабля ГЛОНАСС, мелкий ремонт судовых энергетических установок, системы навигации и связи. Также возможны бункеровка, дозаправка, буксировка, аварийно-спасательные работы. И сформировать подобный морской арктический сервис возможно как раз в Северодвинске.
От первого лица
Во взаимодействии САФУ и ОСК в выигрыше будут обе стороны. Корпорация сможет стать более конкурентоспособной на мировом рынке судостроения, обретя высококвалифицированные кадры, а университет повысит качество инженерного образования, сделав его современным и актуальным.
В целом с этими доводами президент ОАО «ОСК» Владимир Шмаков согласился:
— Должен признаться, тема, которую мы сегодня обсуждаем, мне лично крайне интересна. Прежде всего потому, что проблема кадров будет стоять очень остро. И судостроительная отрасль не исключение. Из-за демографической ямы, в которую страна попала в 1990-е годы, рабочих рук будет не хватать. Чтобы грамотно решить кадровый вопрос, не нужно отказываться от лучших идей, которые были в Советском Союзе. Проблему решать нужно комплексно, важны и зарплата, и жильё, и создание комфортных условий для жизни. А для этого нужны программы, которые помогут закрепить работников на предприятиях. В частности, активно разрабатывается жилищная программа для работников судостроительной сферы. Идёт диалог с банками для компенсации выплат по ипотеке. Молодые работники должны быть уверены, что, работая на предприятии, квартиру они получат не тогда, когда будут дедушками и бабушками, а в ближайшее время.
И конечно, в этом большую роль играет образование. И образование профильное. Поэтому предложения по сотрудничеству САФУ и ОСК являются своевременными и обоснованными. Возможно, речь пойдёт о создании корпоративного университета для подготовки кадров для судостроительной отрасли. Сейчас нам необходимо разработать совместную программу, в которой были бы чётко определены задачи и ОСК, и университета.
Также Владимир Иванович несколько слов сказал о планах корпорации:
— Формирование Объединённой судостроительной корпорации на сегодня практически завершено. Её объём определён. И сегодня стоит задача построения чёткой системы управления предприятиями для выполнения государственных и коммерческих заказов.
В настоящее время загрузка ОСК заказами есть, идут очень прогрессивные инициативы по вопросам ценообразования, развивается интересная для корпорации тема арктических работ. В первую очередь это, безусловно, создание платформ и судов сопровождения. Решение этих задач для ОСК вполне по силам. Так что есть заказы, есть работа, есть надежды и планы на будущее Северодвинска.
А к Северодвинску со стороны ОСК отношение особенное.
— В России есть верфи и на юге, и на Дальнем Востоке, — сказал в завершение совещания Владимир Шмаков. — Но очевидно, что центр судостроения остаётся один.
И он здесь, в Северодвинске.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей